«Планеты земной группы».

pu • 6 апреля 2011 • Save & ShareLeave a Comment

План – конспект урока по физике и астрономии.

Тема: «Планеты земной группы».

Цели:

Воспитывающая: Воспитывать честность при выполнении самостоятельной работы, аккуратность при заполнении таблицы, воспитывать ответственность при подготовке докладов, усидчивость, сдержанность, воспитывать уважение к преподавателю и одногруппникам.

Образовательная: Познакомить обучающихся с планетами земной группы: Меркурий, Венера, Земля и Марс; выяснить основные характеристики планет земной группы.

Развивающая: Развивать интерес при изучении нового материала, умение слушать других, способность монологической речи, развивать внимание при выслушивании докладов.

Тип урока: комбинированный.

Приборы и принадлежности: мультимедиа проектор, экран, ноутбук, индивидуальные карточки с заданиями.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Поверка знаний учащихся по теме «Солнце» (5 мин)

  3. Изучение нового материала (32 мин)

— подготовка сообщений

— заслушивание докладов

— заполнение таблицы

— обсуждение возникших вопросов

  1. Закрепление изученного материала: вывод общих характеристик планет земной группы. (5 мин)

  1. Домашнее задание (2 мин)

  1. Окончание урока (1 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденной темы «Солнце».

— рассказ у доски о строении Солнца.

— пять индивидуальных карточек: вставьте нужные по смыслу слова.

  1. Изучение нового материала.

-Цель урока: продолжение изучения строения Солнечной Системы, а точнее познакомимся на уроке с планетами земной группы. Это наименее удаленные от Солнца первые четыре планеты.

Для достижения поставленной цели, поможет таблица, которую заполним в течение урока.

Прежде чем приступить к заполнению таблицы запишите в тетрадь число и тему урока: «Планеты земной группы».

У: Предлагаю разделиться на четыре группы. И так, вас четыре группы. Предлагаю распределения планет предоставить госпоже удаче.

— Аукцион планет: перед вами зашифрованные планеты в виде вопросов. Выберете один из них и вы узнаете какую планету для изучения предоставили госпожа удача.

Раздаются тексты содержащие информацию о планетах.

У: Ваша задача состоит в том, чтобы в течение 15 минут подготовить небольшое сообщение о планете и попытаться найти информацию для заполнения пустых колонок таблицы.

— Выслушивание докладов, заполнение таблицы

  1. У: И так, доклады мы выслушали, таблица заполнена.

Предлагаю закрепить полученные знания, а для этого предлагаю ответить на следующие вопросы:

Какие планеты относятся к планетам земной группы?

Почему именно они? Выяснить это нам помогут следующие вопросы:

Каковы размеры планет земной группы по сравнению с размерами Земли? Какова внешняя форма планет земной группы?

Какую структуру составляют поверхности планет земной группы?

Что можно сказать об атмосфере планет земной группы?

Каково вращение этих планет вокруг своих осей?

Какие планеты имеют спутники? Из этого можно сделать вывод, что планеты земной группы не имеют спутников или имеют их небольшое количество.

  1. Домашнее задание: Изобразите планеты земной группы, соблюдая цвета присущие изображению планет и их размеры.

  2. Окончание урока.

Задание: впишите нужные по смыслу слова на подчеркнутом месте.

Солнечное ядро по диаметру превосходит Землю в 27 раз.

Впишите нужные по смыслу слова на подчеркнутом месте.

Температура ядра более 15 млн градусов Цельсия.

Впишите нужные по смыслу слова на подчеркнутом месте.

В зоне лучистого переноса из ядра тепло переноситься излучением.

Впишите нужные по смыслу слова на подчеркнутом месте.

Конвективная зона доставляет энергию поверхности Солнца, при этом она совершает бурлящие движения.

Впишите нужные по смыслу слова на подчеркнутом месте.

Фотосфера – это поверхность Солнца. Она образован бурлящими газами.

Впишите нужные по смыслу слова на подчеркнутом месте.

Корона простирается на огромную высоту, но светиться очень слабо.

Задание: впишите нужные по смыслу слова на подчеркнутом месте.

Солнечное ядро по диаметру ____________ Землю _______.

Впишите нужные по смыслу слова на подчеркнутом месте.

_______________ ядра более ________ градусов Цельсия.

Впишите нужные по смыслу слова на подчеркнутом месте.

В зоне лучистого переноса из _____тепло переноситься ______________.

Впишите нужные по смыслу слова на подчеркнутом месте.

Конвективная зона доставляет энергию ________ Солнца, при этом она

совершает _____________движения.

Впишите нужные по смыслу слова на подчеркнутом месте.

__________ – это поверхность Солнца. Она образован бурлящими ________.

Впишите нужные по смыслу слова на подчеркнутом месте.

________ простирается на огромную высоту, но светиться очень _______.

МЕРКУРИЙ

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы. Она обращается вокруг Солнца на расстоянии около 60 мил км от него.

Меркурий мал по сравнению с большинством планет Солнечной системы. Меньше него только Плутон. Диаметр Меркурия 4897 км, что примерно втрое меньше диаметра Земли. Масса Меркурия составляет 0.054 массы Земли.

Меркурий так близок к Солнцу, что дневная температура достигает 4270С — в четыре с лишним раза выше, чем температура кипящей воды. Зато ночью температура отпускается до -1830С. Некоторые кратеры на Меркурии так глубоки, что в них никогда не заглядывает Солнце. Они всегда остаются очень холодными.

Меркурианский год (время одного оборота вокруг Солнца) длиться почти 88 земных суток. Это меньше четверти земного года. Но вокруг своей оси Меркурий вращается медленно. Его сутки (время одного оборота вокруг оси) — 59 земных суток. Значит на Меркурии меньше двух дней в году! Вот почему его ночная сторона успевает так сильно остыть. Экватор Меркурия наклонен к плоскости орбиты на 10, что обуславливает вытянутость орбиты вертикального общения.

Меркурий иногда можно увидеть на небе перед самым восходом или сразу после заката Солнца. Это белая, ровно блестящая звезда. Блеск Меркурия позволяет видеть его невооруженным глазом, но лучше воспользоваться телескопом или биноклем.

Яркость и видимая форма Меркурия изменяется по мере его движения вокруг Солнца. Эти изменения называют фазами. Различные фазы Меркурия можно видеть только в сильный телескоп. Когда Меркурий находиться далеко от нас, по другую сторону Солнца, он далек и выглядит маленьким и тусклым, но зато освещен почти весь. Перейдя на нашу сторону Солнца, Меркурий приближается к нам и кажется больше и ярче, но тогда нам видна освещенная лишь малая часть его поверхности.

Пока единственный космический зонд к Меркурию, «Маринер — 10», был запущен в США в 1973 г. Он передал подробную карту поверхности Меркурия и установил, что планета не имеет ни атмосферы, ни воды. Это значит, что никакая жизнь на Меркурии невозможна. Его бесплодная каменистая поверхность усеяна кратерами с острыми краями.

ВЕНЕРА

Эта планета по размеру близка к Земле. Она обращается вокруг Солнца на расстоянии около 110 млн км от него, что составляет 0,95 радиуса Земли . Масса Венеры составляет 0.845 массы Земли. Масса Венеры составляет 0,845 массы Земли. Венерский год (время оборота вокруг Солнца) составляет 225 земных суток, а сутки составляют 244 земных дня. Над ее довольно ровной поверхностью возвышается несколько участков, подобных материкам Земли.

В некоторые периоды года Венеру можно видеть невооруженным глазом перед самым восходом или сразу после заката Солнца. Многие называют ее утренней или вечерней звездой, смотря по тому, в какое время она проявляется. После Солнца и Луны, Венера — самый яркий объект на небе.

Атмосфера Венеры отражает свет Солнца подобно огромному зеркалу. Потому — то Венера и блещет в небе так ярко Солнечное тепло, прошедшее сквозь облака, удерживается. Температура на поверхности может достигать примерно 4800С.

Атмосфера Венеры очень толстая. Она состоит в основном из углеродистого газа и так плотна, что давит на поверхность планеты с большей силой. На Венере есть также облака из серной кислоты. Из них выпадают дожди, которые сожгли бы все живое, будь оно там. Венера вращается не в ту сторону, что Земля и большинство других планет. Один оборот Венеры вокруг своей оси длиться дольше, чем оборот вокруг Солнца.

Никто не знал, как выглядит поверхность Венеры, пока в 1975 г. СССР не послал к ней два космических зонда «Венера». С помощью радара эти зонды сняли сквозь облака карту поверхности планеты. Севшие на Венеру аппараты показали, что ее поверхность усеяна скалами и похожа на мрачную оранжево-бурую пустыню.

Американский зонд «Мгеллан» в конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. изучил Венеру подробно. Выяснилось, что поверхность планеты в основном покрыта затвердевшей лавой, излившейся из множества вулканов. «Магеллан» обнаружил также странные трещины и линии, похожие на паутину. Их назвали архноидами. Они есть только на Венере и, видимо, образовались от растрескивания коры над вспучившейся из глубины лавы.

ЗЕМЛЯ

Земля движется по орбите вокруг Солнца со скоростью 110 000 км/ч. Она удалена от Солнца примерно на 150 млн км. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365, 256 суток, период обращения Земли вокруг Солнца составляет 23 часа 56 минут и 4 секунды. Наклон оси составляет около 240. Земля имеет всего один спутник — Луну.

Луна обращается вокруг Земли на расстоянии около 384 400 км. Она в четверо меньше Земли. Тяготение Земли заставляет Луну вращаться так, что один ее оборот своей оси занимает то же время, что и оборот вокруг Земли. Поэтому Луна всегда обращена к нам одной и той же стороной. Самый большой кратер Луны — Копреник. Он так велик, что в нем мог бы поместиться город Лондон. Кратеры образовались на Луне от ударов метеоритов. В ясную ночь при полнолунии Коперник и другие большие кратеры можно видеть невооруженным глазом. От многих лунных кратеров расходятся светлые линии — так называемые лучи. Это полосы пыли, выброшенной ударом метеорита. На поверхности Луны много темных пятен. Эти ровные участки застывшей и затвердевшей лавы. Когда то она изливалась из вулканов. С Земли эти ровные участки выглядят похожими на моря. Так их и назвали древние астрономы. Поверхность Луны очень гориста. Самый высокий горный хребет назван Апенинами. Одна из его вершин почти такой же высоты, как Эверест, самая высокая гора Земли.. Луна не защищена атмосферой. Лучи Солнца могут разогреть ее до 1230С — выше температуры кипящей воды. А на совершенно ночной стороне Луны температура может упасть до -1230С. Луна не излучает собственного света, а отражает лучи Солнца. Она выглядит очень яркой в ночном небе. Форма Луны кажется изменяющейся от ночи к ночи. Ведь Луна, обращаясь вокруг Земли, показывает нам то большие, то меньшие части своей освещенной поверхности. Эти разные формы называются фазами Луны. Один оборот Луны вокруг Земли длиться 28 суток.

Расстояние от Солнца обеспечивает Земле такую температуру, при которой вода может находиться в жидком виде, а не только в виде льда и пара. Атмосфера Земли пригодна для дыхания. Оба эти условия необходимы для жизни животных и растений.

Атмосфера Земли — это смесь газов, окружающих ее. Кислорода, нужного для дыхания живых существ, в ней примерно 20%. Атмосфера состоит из нескольких воздушных слоев (тропосфере, стратосфера, термосфера и экзосфера).

Подобно Меркурию, Венере и Марсу, Земля имеет каменную кору и твердое металлическое ядро. Между ними есть разные слои (кора, мантия, внешнее ядро, внутреннее ядро). Кора Земли состоит из отдельных кусков, которые называют плитами. Они находиться в постоянном движении и трутся друг о друга. На их стыках иногда возникают землетрясения. Сейчас ученые все больше и больше узнают о нашей планете из информации, передаваемой спутниками и космическими станциями. В прогнозах погоды используют данные, собранные метеорологическими спутниками. Эти прогнозы помогают предупреждать людей о плохих погодных условиях. Информацию со спутников используют для исследования земной поверхности. Места, которые трудно увидеть, например океанское дно, можно теперь изучить подробно.

Население мира растет, и люди используют для своих нужд все больше земли, а автомобили и заводы все больше загрязняют окружающую среду. Это вредит и суше, и океанам, и атмосфере. Наша планета снабжает нас пищей, водой, электроэнергией и материалами для повседневной жизни. Планету необходимо оберегать.

МАРС

Марс — четвертая планета от Солнца, удаленная от него на 225 млн км. Один оборот вокруг Солнца Марс совершает приблизительно за 687 земных суток, а обращение вокруг своей оси за 24 часа 37 минут 23 секунды. Угол наклона экватора к плоскости орбиты составляет 250. Марс по размерам примерно вдвое меньше Земли.

Марс виден невооруженным глазом. Он похож на яркую оранжево — красную звезду. Чтобы рассмотреть детали его поверхности, нужен сильный телескоп.

Марс имеет два спутника (две луны). Оба спутника Марса, Фобос и Деймос, темны, покрыты пылью и имеют неправильную форму. Фобос движется на расстоянии всего 6000 км от поверхности Марса, а Деймос — 20 000 км. Длина Деймоса, меньшей из лун Марса, всего 15 км. Наибольший размер Фобоса — 28 км. На нем есть большой кратер, названный Стинки. Поперечник кратера около 5 км. Многие ученые думают, что эти луны странной формы на самом деле бывшие астероиды, попавшие на орбиты вокруг Марса миллионы лет назад.

Марс очень плотный. Почва содержит очень много соединений железа, придающих планете цвет ржавчины. Вблизи ландшафт напоминает бледно-оранжевые песчаные дюны, усеянные тысячами камней. Над Марсом часто проносятся мощные бури, взметающие тучи пыли. Они могут длиться неделями.

Космические зонды сфотографировали на Марсе глубокие русла, по которым, возможно, когда-то текла вода. В далеком прошлом на Марсе могли быть реки и океаны. Вода необходима для жизни растений и животных. Если она на Марсе была, то там могли существовать живые организмы.

В 1984 г. на Землю упал метеорит. Исследуя его, ученые в 1996 г. пришли к выводу, что, судя по химическому составу, он, видимо, происходит с Марса. Исследователи утверждают, что в метеорите есть окаменевшие остатки существ, подобных бактериям, которые жили миллионы лет назад. Если это так, то на Марсе когда — то существовали простейшие формы жизни. Однако другие ученые оспаривают эту гипотезу. Они утверждают, что найдены остатки не живых существ, а других химических веществ.

Первыми космическими зондами, достигшими Марса в 60-е гг. ХХ в., были «Маринеры». Затем в 70-е гг., зонды «Викинг» передали подробные фотографии его поверхности. В декабре 1996 г. к Марсу был запущен аппарат «Марс Пасфайндер» для подробного исследования планеты. В июле 1997 г. экспедиция прибыла на место. По поверхности Марса проехал марсоход, управляемый на расстоянии.

Posted in Методическая копилка • • Top Of Page