Рабочая программа учебной дисциплины ОП 05. Основы безопасности жизнедеятельности

pu • 9 Ноябрь 2011 • Save & ShareLeave a Comment

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 05. Основы безопасности жизнедеятельности

2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии   начального профессионального образования (далее НПО)  260807.01 «Повар, кондитер».

Организация-разработчик:

ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый  университет», Технологический колледж

АОУ НПО ТО «ПУ №2»

Разработчики:

Разработчики:

Иванова Мария Петровна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин первой  квалификационной категории ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый  университет», Технологический колледж

Виталий Леонидович  Кайков, преподаватель   ОБЖ первой квалификационной категории АОУ НПО ТО «ПУ № 2»

Рекомендована _______________________________________________________

Заключение № ____________  от «____»__________ 20___ г.

номер

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. условия реализации программы учебной дисциплины

11

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 05.  Основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессии  НПО 260807.01 «Повар, кондитер» базовой подготовки.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

— организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

— предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

— использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

— применять первичные средства пожаротушения;

— ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

— применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

— владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

— оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

— принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

— основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

— основы военной службы и обороны государства;

— задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

— способы защиты населения от оружия массового поражения;

— меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

— организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

— основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

— область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

— порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 46 часов, в том числе:

— обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 32 часа;

— самостоятельной работы обучающегося — 14 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 46
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия 24
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 14
в том числе:
индивидуальное проектное задание
тематика внеаудиторной самостоятельной работы 14
Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП 05. Основы безопасности жизнедеятельности

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося Объем часов Уровень усвоения
1 2 3 4
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения 10
Тема 1.1.  Введение. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики

Содержание учебного материала 9 1/2/3
1.

2.

3.

4.

5.

Предмет и задачи изучения дисциплины.

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России.

Основные виды потенциальных опасностей. Мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту. Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах.

Основные положения Законов Российской Федерации «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности».

1 1

2

2

3

1

Практическая работа 8
1. Организация и проведение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. 2
2. Организация и проведение профилактических мер для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту. 2
3. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения. 2
4. Применение первичных средств пожаротушения. 2
Самостоятельная работа 2
1. Подготовка сообщения по теме «Современные средства поражения».
Тема 1.2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

Содержание учебного материала 1 1/2/3
1.

2.

3.

4.

5.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначения и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при введении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

Основные мероприятия гражданской обороны  по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Защитные сооружения ГО, их предназначения, виды сооружений, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности. Правила поведения в защитных сооружениях.

1 2

1

3

2

2

Самостоятельная работа 2
1. Подготовка сообщения по теме «Организация  гражданской обороной в общеобразовательных учреждениях».
Раздел 2. Основы военной службы 8 2
Тема 2.1. Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны Российской Федерации

Содержание учебного материала 1 1/2
1.

2.

3.

Вооруженные Силы РФ — основа обороны РФ. Виды Вооруженных Сил, рода войск и их предназначение.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной безопасности страны.

Другие войска, их состав  и предназначение.

1 1

2

1

Самостоятельная работа 2
1. Подготовка реферата по теме «Виды Вооруженных Сил, рода войск и их предназначение»
Тема 2.2. Военная служба — особый вид Федеральной государственной службы

Содержание учебного материала 7 1/2
1.

2.

3.

4.

Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, её основные составляющие.

Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего. Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих.

Организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке.

Воинская дисциплина, её сущность и значение. Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы.

1 1

2

2

2

Практическая работа 6
1. Владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы Права и свободы военнослужащих. Уголовная ответственность военнослужащих. 2
2. Военно-учетные специальности 2
3. Применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией. 2
Самостоятельная работа 2
1. Подготовка сообщения по теме «Организация и порядок призыва граждан на военную службу: по призыву по контракту, альтернативная служба».
2. Заполнение сравнительной таблицы «Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту»
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 12
Тема 3.1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний Содержание учебного материала 1 1
1. Сохранение и укрепление здоровья. Оновные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции.   Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний. 1 1
Тема 3.2. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях

Содержание учебного материала 1 2
1.

2.

3.

4.

Ранения, их виды. Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика осложнения ран.

Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях.      Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий.

Переохлаждение и обморожение.

Первая медицинская помощь при остановке сердца. Понятия клинической смерти и реанимация.

1 2

2

2

2

Практическая работа 8 2

2

2

2

1. Правила наложения повязок на голову, верхние и нижние конечности. 2
2. Правила наложения кровоостанавливающего жгута. 2
3. Первая медицинская помощь при обморожении. 2
4. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. 2
Самостоятельная работа 2
1. Разработка ситуационных задач и составление алгоритма действий при оказании первой медицинской помощи при ранениях и травмах.
Тема 3.3. Основы здорового образа жизни

Содержание учебного материала 1 1/2
1.

2.

3.

4.

Здоровый образ жизни  как средство сохранения и укрепления индивидуального здоровья.

Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе его жизнедеятельности. Общие понятия о режиме жизнедеятельности человека, пути обеспечения высокого уровня работоспособности.

Значение режима труда и отдыха для гармоничного развития человека. Влияние биологического режима на уровне жизнедеятельности человека. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека.

Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой.

1 2

1

2

1

Самостоятельная работа 2
1. Подготовка сообщения по темам «Рациональное питание и его значение для здоровья человека. Гигиена питания», «Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость системного выполнения закаливающих процедур».
Тема 3.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек

Содержание учебного материала 1 2
1.

2.

3.

4.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия.

Алкоголь, влияние на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности человека.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составляющие части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам.

1 2

2

2

2

Самостоятельная работа 2
1. Подготовка сообщения «Профилактика вредных привычек».
Итоговая аттестация 2
Всего: 32/46

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Оборудование учебного кабинета:

— посадочные места по количеству обучающихся;

— рабочее место преподавателя;

— комплект учебно-наглядных пособий  «Основы безопасности жизнедеятельности»

Технические средства обучения:

— компьютер с лицензионным программным обеспечением;

— мультимедиапроектор;

— навесной экран;

— противогаз;

— респиратор;

— модель массово-габаритная автомата Калашникова;

— аптечка индивидуальная АИ-2;

— перевязочный пакет индивидуальный;

— индивидуальный противохимический пакет ИПП-11;

— общевойсковой защитный комплект;

— компас;

— бытовой дозиметр.

……

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2009. – 176с.

2. Смирнов, А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 168с.

Дополнительные источники:

1. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов; под ред. А.Т.Смирнова. – М.:Просвещение, 2007.- 224с.

2. Смирнов, А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2006. —  192с.

3. ФЗ О статусе военнослужащих, О воинской обязанности и военной службе, Об альтернативной гражданской службе, О внесении изменений в ФЗ О воинской обязанности и военной службе № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ Об образовании, О противодействии терроризму // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.

Интернет – ресурсы:

1. http://ele74197079.narod.ru —  ОБЖ и охрана труда: материалы для самостоятельной

работы.

2. http://obz-bzd-npt.narod.ru материалы для самостоятельного изучения курсов

ОБЖ и БЖД.

3. http://www.kbzhd.ru культура безопасности жизнедеятельности.

4. http://www.edu.ru — обширное собрание материалов по тематике безопасности

жизнедеятельности: нормативные документы, книги и учебные

пособия, методические материалы по преподаванию курсов ОБЖ и

БЖД, архив избранных статей журнала «ОБЖ. Основы безопасности

Жизни»

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
организация и проведение мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций практические занятия
принятие профилактических мер для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту практические занятия
использование средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения практические занятия
применение первичных средств пожаротушения практические занятия
ориентирование в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельное определение среди них родственных полученной профессии практические занятия
применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией практические занятия
владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы практические занятия
оказание первой медицинской помощи практические занятия
Знания:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики тестирование
прогнозирование  развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России тестирование
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной жизнедеятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации экспертная оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических занятии
основы военной службы и обороны государства экспертная оценка результативности работы обучающегося при выполнении самостоятельной работы
задачи и основные мероприятия гражданской обороны экспертная оценка результативности работы обучающегося при выполнении самостоятельной работы
способы защиты населения от оружия массового поражения экспертная оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических занятии
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах экспертная оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических занятии
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке экспертная оценка результативности работы обучающегося при выполнении самостоятельной работы
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений экспертная оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических занятии
порядок и правила оказания первой помощи экспертная оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических занятии

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно

Разработчики:

ТЛК ТюмГНГУ                преподаватель                               М.П.Иванова

(место работы)               (занимаемая должность)                        (инициалы, фамилия)

Эксперты:

___________________       __________________       _____________________

(место работы)                  (занимаемая должность)        (инициалы, фамилия)

___________________        _________________         _____________________

(место работы)                 (занимаемая должность)        (инициалы, фамилия)

Posted in Повар, кондитер • • Top Of Page