Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Основы деловой культуры
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Основы деловой культуры
2011г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО)
100701.01. Продавец, контроллер-кассир
Организация-разработчик: Тюменский государственный нефтегазовый университет Институт менеджмента и бизнеса Торгово-экономическое отделение.
Разработчики:
АОУ НПО ТО «ПУ №2»
Разработчики:
Бабушкина Н.С., преподаватель специальных дисциплин
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ |
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
10 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Основы деловой культуры
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО
100701.01. Продавец, контроллер-кассир
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 100701.01. Продавец, контроллер-кассир «Основы деловой культуры», базовой подготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная программа дисциплины «Основы деловой культуры» циклу общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-применять правила делового этикета;
-поддерживать деловую репутацию;
-соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;
-пользоваться простейшими приемами саморегуляции -поведения в процессе межличностного общения;
-выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
-налаживать контакты с партнерами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-этику деловых отношений;
-основы деловой культуры в устной и письменной форме;
-нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
-основные правила этикета;
-основы психологии производственных отношений;
-основы конфликтологии.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) не предусмотрено | |
Реферат
Работа с литературой Доклад Составление блок-схемы конфликта, анализ причин его возникновения Разработка способов разрешения конфликтов
|
4
4 4 2
2 |
Итоговая аттестация в форме зачет
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины основы деловой культуры
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. | Раздел 1. Цели и основные задачи предмета | |||||
Тема 1.1.
|
Цели и основные задачи предмета | 2 | ||||
1 | Определение деловой культуры | 1 | ||||
2 | Цель изучения основ деловой культуры | |||||
3 | Задачи изучения предмета | |||||
Тема 1.2. | Эстетическая культура. | 2 |
1 |
|||
1 | Области эстетической деятельности человека. | |||||
2 | Сферы эстетической культуры архитектура, искусство, дизайн. | |||||
3 | Эстетической воспитание. Эстетический вкус. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся :
— работа с литературой; — написание реферата |
2 | |||||
Практическое занятие:
Упражнение по формированию и применению этики и эстетики. |
2 | |||||
Тема 1.3. | Этическая культура. | 3 | ||||
1 | Понятие этики, морали, нравственности. | 2 | ||||
2 | Поведение человека: правила и: нормы.………. | |||||
3 | Этикет. Сфера действия этикета. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся:
— работа с литературой; — написание реферата. |
2 |
|
||||
Практическое занятие:
Упражнение по применению основных правил этикета. |
2 | |||||
Раздел 2. | Раздел 2. Психология общения. |
|
||||
Тема 2.1.
|
Психология общения. | 6 | ||||
1 | Основные сведения о науке психологии. Понятие о психике. Психические процессы, свойства. | 3 | ||||
2 | Психологические основы общения, психологический контакт. | |||||
3 | Деловое общения с психологической точки зрения. Коммуникативные умения и навыки. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся:
— работа с литературой; — написание реферата. |
2 |
3
3
2
3
2 |
||||
Практическое занятие:
Контрольная работа по пройденному материалу. |
2 | |||||
Тема 2.2.
|
Культура общения. | 4 | ||||
1 | Коммуникация. Средства вербального общения. Невербальные средства общения. | |||||
2 | Этикет в деловом общении. Стили общения. Основные правила поведенческого этикета. | |||||
3 | Имидж делового человека. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся
— самостоятельная работа с литературой; — написание реферата. |
2 | |||||
Практическое занятие:
Упражнение по применению навыков вербального и невербального общения в деловой беседе. |
2 | |||||
Раздел 3. | Раздел.3. Управление конфликтами и стрессами | |||||
Тема 3.1. | Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. | 6 | ||||
1 | Сущность и классификация конфликтов. | |||||
2 | Внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой | |||||
Самостоятельная работа:
-составление блок-схемы конфликта, анализ причин его возникновения, разработка способов разрешения |
4 | |||||
Практическое занятие:
Упражнение по разрешению внутриличностного конфликта. Контрольная работа по пройденному материалу. |
4 | |||||
Тема 3.2. | Стресс: природа и причины. | 4 | ||||
1 | Методы снятия стресса. | |||||
2 | Взаимосвязь конфликта и стресса. | |||||
3 | Пути предупреждения стрессовых ситуаций | |||||
Самостоятельная работа учащихся:
— работа с учебником и периодикой. — написание реферата. |
2 | |||||
Практическое занятие:
Тренинг по предупреждению и снятию стресса в процессе делового общения. |
2 | |||||
Раздел 4. | Раздел 4. Культура речи. | |||||
Культура речи. | 3 | |||||
Тема 4.1. | 1 | Основные требования к речи: тон, артикуляция, произношение, грамотность. | ||||
2 | Точность в подборе слов. Речевой этикет в деловом общении. | |||||
3 | Элементы речевого этикета: формы общения, изложение просьб, выражение признательности способы аргументации в деловых ситуациях. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся:
— работа с литературой; — написание реферата |
1 | |||||
Практическое занятие:
Практикум по прменению речевых оборотов в деловом общении. |
1 | |||||
Тема 4.2. | Культура телефонного разговора. | 2 | ||||
1 | Этикет в деловом диалоге по телефону. | |||||
2 | Требования к содержанию деловых телефонных разговоров. Основные элементы диалога. | |||||
3 | Требования к частным разговорам в деловой обстановке. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся:
— работа с литературой; — написание реферата. |
1 | |||||
Практическое занятие:
Итоговая контрольная работа по пройденному материалу. |
1 | |||||
Всего: | 48
|
|||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета деловой культурыю
Оборудование учебного кабинета:
15 парт, 30 стульев, 1интерактивная доска.
компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиапроектор, видеомагнитофон, видеофильмы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и .. .»,М., Просвещение, 2008.
- Дебрович А.Б. «Воспитателю о психологии и психологическое общение», М.,Просвещение,2007.
- Кропоткин П.А., «Этика», М., Просвещение, 2006.
- Словарь по этике /под редакцией А.А.Беляева. М.,Политиздат, 2009.
- Томилов В.В. «Культура предпринимательства», С-П, «Питер», 2007.
Дополнительные источники:
- Формановская А.И. «Употребление русского речевого этикета», М., «Русский язык», 2006.
- Шаламова Г.М. «Деловая культура и психология общения», М., «Академия»,2007.
- http://www.salestraining.ru/cor_com5.html.
- http://www.moscow-expert.ru
- http://www.begin.ru/main/news_and_articles/articles/Gramotnost_MBA
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
перечисляются все знания и умения, указанные в п.4. паспорта программы | Практическая проверка:
— применение правил этикета (проводится путем решения ситуационных задач) |
уметь:
-применяет правила делового этикета; |
— Защита рефератов
-Текущий контроль. |
-поддерживает деловую репутацию;
|
— Письменная проверка.
— Текущая оценка
|
-соблюдает требования культуры речи при устном,
письменном обращении; |
-Стандартизированный контроль (тестирование).
-Текущая оценка |
-пользуется простейшими приемами саморегуляции | Практическая проверка:
— основы межличностного общения (проводится методом решения ситуационных задач) Письменная проверка: — основы межличностного общения. -текущая оценка |
-адекватно ведет себя в процессе межличностного общения | Практическая проверка:
— нормы и правила поведения в деловой обстановке (проводится методом деловой игры). — письменная проверка. |
-выполняет нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке; | -Текущая оценка |
-налаживает контакты с партнерами. | Практическая проверка:
— построение делового разговора с учетом этических особенностей. |
знать:
-этику деловых отношений; |
— Стандартизированный опрос.
-Тестирование. -Текущая оценка. |
-основы деловой культуры в устной и письменной форме; | -Практическая проверка. Правила поведения и общения (проводится методом деловой игры). |
-нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке; | — Стандартизированный контроль.
— Самоконтроль. — Самопроверка. — Текущая оценка. |
-основные правила этикета; | — Комплексная контрольная работа.
— Письменная и практическая проверка. |
-основы психологии производственных отношений; | -Текущая оценка. |
-основы конфликтологии | — Комплексная контрольная работа.
— Письменная и практическая проверка. |