Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы бухгалтерского учета

pu • 15 ноября 2011 • Save & ShareLeave a Comment

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИны

ОП.02 Основы бухгалтерского учета

2011

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по  профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО)

100701.01       Продавец, контролер-кассир

Организация-разработчик: Торгово-эконмическое отделение Института менеджмента и бизнеса ТГНГУ

Разработчики:

Ярмухаметова К.Э. преподаватель специальных дисциплин

АОУ НПО ТО «ПУ №2»

Покатова Татьяна Ивановна, преподаватель специальных дисциплин первой квалификационной категории

Стрельцова Татьяна Владимировна, мастер производственного обучения второй квалификационной категории

Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________  от «____»__________20__ г.

номер

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. условия реализации программы учебной дисциплины

9

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11

СОДЕРЖАНИЕ


1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы бухгалтерского учета

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО 100701.01       Продавец, контролер-кассир

Программа учебной дисциплины может быть использована

как часть основной профессиональной образовательной программы НПО

по профессии 100701.01       Продавец, контролер-кассир

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:      общепрофессиональный  цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ориентироваться в операциях бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

сущность и содержание бухгалтерского учета в коммерческих организациях; основные правила и методы ведения бухгалтерского учета; виды бухгалтерских счетов; учет хозяйственных операций

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося    48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося    32 часов; самостоятельной работы обучающегося  16 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе:
лабораторные занятия *
практические занятия 14
контрольные работы 2
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) *
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

в этой строке часы не указываются

Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Основы бухгалтерского учета

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов
1 2 3 4
Раздел 1. Введение. 1
Тема 1.1. Содержание и значение дисциплины. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету. 1
1 Содержание  дисциплины и её задачи. 1
2 Связь с другими дисциплинами.
3 Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету на предприятиях с различной формой собственности.
Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата.

1
Раздел 2. Основы бухгалтерского учета. 1
Тема 2.1.

Основы организации бухгалтерского учета на предприятиях. 1
1 Бухгалтерская информация и её значение. 1
2 Требования к ведению бухгалтерского учета. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете».
3 Бухгалтерская служба, её структура и функции. Обязанности кассира.
4 Пользователи бухгалтерской информации. Техника бухгалтерского учета.
Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада к  семинару.

1
Раздел 3. Сущность и функции бухгалтерского учета 5
Тема3.1. Хозяйственный учет, его сущность и значение. 1
1 Понятие о хозяйственном учете. 1
2 Измерители, применяемые в учете.
3 Виды хозяйственного учета: оперативный, статистический, бухгалтерский.
4 Финансовый, управленческий и налоговый учет.
Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект на тему «Финансовый, управленческий и налоговый учет» используя дополнительную литературу.

1
Тема 3.2. Предмет бухгалтерского учета. Объекты бухгалтерского учета. 2
1 Предмет бухгалтерского учета. 2
2 Объекты бухгалтерского учета: хозяйственные средства, источники их формирования и хозяйственные операции.
3 Классификация хозяйственных средств.
Практические занятия 2

1.Группировка хозяйственных средств предприятия по составу и источникам их образования 2
Самостоятельная работа обучающихся

Сгруппировать хозяйственные средства предприятия и источники их образования на основе данных предприятия.

2
Раздел 4. Счета и двойная запись 5
Тема 4.1. План счетов бухгалтерского учета 1
1 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, его строение и содержание 2
2. Классификация счетов бухгалтерского учета
Самостоятельная работа обучающихся Составить таблицу классификации счетов бухгалтерского учета. 1
Тема 4.2. Двойная запись операций на счетах 2
1 Понятие: двойная запись, бухгалтерская проводка, корреспонденция счетов. 2
2 Проводки простые и сложные
3 Значение двойной записи.
Практические занятия

Отражение хозяйственных операций на двух взаимосвязанных счетах способом двойной записи. Определение корреспондирующих счетов. Составление бухгалтерских проводок.

2
Самостоятельная работа обучающихся

Составить корреспонденцию счетов бухгалтерского учета на основе данных операций.

1
Раздел 5. Методы ведения бухгалтерского учета 7
Тема 5.1. Документация 1
1 Сущность и значение документов.
2 Классификация документов.
3 Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению бухгалтерских документов.
4 Документооборот.
Практические занятия 2
1. Составление бухгалтерских документов. 2
Самостоятельная работа обучающихся

Составить схему документооборота

1
Тема 5.2. Инвентаризация 2
1 Сущность и значение инвентаризации. 2
2 Порядок проведения инвентаризации и отражение её результатов в учете.
Практические занятия *
Отражение в бухгалтерском учете результатов  инвентаризации, оформление документов. 2
Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить инвентаризационно-сличительную ведомость на основе данных инвентаризации и бухгалтерии.

1
Раздел 6. Учет денежных средств 7
Тема 6.1. Учет кассовых операций. 2
1 Цели, задачи и принципы учета денежных средств. Понятие расчетных отношений. 2
2. Понятие кассовых операций. Порядок ведения кассовых операций
3 Документальное ведение кассовых операций.
4 Отчет кассира. Ревизия кассы.
5 Журнал-ордер №1 и ведомость №1, порядок её заполнения.
Практические занятия:

Заполнение первичных документов по кассе, составление отчёта кассира.

2
Самостоятельная работа обучающихся

Составить отчет кассира

2
Тема 6.2. Безналичные формы расчетов в Российской Федерации. 1
1 Положение о безналичных расчетах в РФ. 1
2 Аккредитивная форма расчетов. Расчеты чеками. Расчеты в порядке плановых платежей.
3 Расчет банковскими картами.
Практические занятия.

Оформление безналичных форм расчетов.

2
Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка  доклада по теме «Развитие Безналичных форм  расчетов в Российской Федерации» с использованием дополнительной литературы.

1

Раздел 7 Учёт материалов на складе и в бухгалтерии 3
Тема 7.1. Учет материалов на складе и в бухгалтерии 1

1 Методы учёта материалов. 3
2 Взаимосверка данных складского учёта с данными бухгалтерского учёта
3 Аналитический учёт запасов
Практические занятия 2
Составление накопительных ведомостей по приходу и расходу товаро-материальных ценностей
Самостоятельная работа обучающихся

Составить накопительную ведомость на основе данных.

2
Раздел 8 Понятие и виды отчетности организации 3

Тема 8.1. Бухгалтерская отчетность  как система данных. 1
1 Виды отчетности. 3
2 Порядок составления бухгалтерской отчетности
3 Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности.
Практические занятия *

2

Составление бухгалтерской отчетности по формам.
Самостоятельная работа обучающихся

Составить схему классификации отчетности.

2
Итого 48
из них: лекции 16
практические занятия 14
контрольная работа 2
самостоятельная работа 16

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета бухгалтерского учета.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор с лицензионным программным  обеспечением, калькуляторы.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета 15 парт, 30 стульев, 1 доска (интерактивная).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Список литературы

Федеральные законы и нормативные документы

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ.
  2. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные приказами Минфина РФ.
  3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995г. №49.
  4. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.03г. № 67-н.

Основные источники:

1. Блинова Т.В. Основы бухгалтерского учета.- М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2005.

2. Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3. Швецкая В.М. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007-400с.

Дополнительные источники:

1.Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческих             организаций.– М., 2008.

  1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.Д. Новодворского. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 464 с.
  2. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.03г. № 67-н.
  3. Пленкина В.В., Андронова И.В., Осиновская И.В. Технология разработки и реализации решений в антикризисном управлении: Учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. – 136 с.
  4. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 592 с.
  5. http:  //WWW bussinec net.ru/content/document
  6. http: //info-union.ru/uchet/subscribt-uchet-0001/html
  7. Программа информационной поддержки российской науки и образования «Консультант Плюс: Высшая школа. Учебное пособие. Выпуск 13, 2010. (www.consultant.ru   edu. сonsultant.ru) .
  8. Система «ГАРАНТ», платформа F1 2010г.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
перечисляются все знания и умения, указанные в п.4. паспорта программы
Знает сущность и содержание бухгалтерского учета Подготовка реферата
Знает основы организации бухгалтерского учета на предприятиях Подготовка доклада к семинарскому занятию
Знает хозяйственный учет, его сущность и значение Составление конспекта на заданную тему с использованием дополнительных источников
Знает предмет и объект бухгалтерского учета

Текущий контроль в форме расчетно-графической работы на тему: «Группировка хозяйственных средств предприятия по составу и источникам их формирования.
Умеет классифицировать хозяйственные средства предприятия и источники их формирования. Текущий контроль в форме расчетно-графической работы.
Знает План счетов бухгалтерского учета.

Текущий контроль в форме составления таблицы классификации счетов бухгалтерского учета.
Знает понятия: двойная запись, бухгалтерская проводка, корреспонденция счетов. Текущий контроль в форме составления бухгалтерских проводок
Умеет составлять бухгалтерские проводки используя двойную запись, определять корреспонденцию счетов. Текущий контроль в форме составления корреспонденции счетов на основе данных операций
Знает сущность и значение документооборота и требования предъявляемые к нему Текущий контроль в форме  составления схемы документооборота
Умеет пользоваться основными правилами и методами ведения бухгалтерского учета Текущий контроль в форме заполнения и обобщения первичных бухгалтерских документов
Знает сущность, значение и порядок проведения инвентаризации. Текущий контроль в форме сравнения данных инвентаризации с бухгалтерскими данными.
Умеет применять правила и методы при проведении инвентаризации. Текущий контроль в форме составления инвентаризационно-сличительной ведомости
Знает виды кассовых операций и порядок ведения кассовых документов Текущий контроль в форме заполнения первичных кассовых документов
Умеет ориентироваться в кассовых операциях Текущий контроль в форме составления отчета кассира
Знает безналичные формы расчетов в Российской Федерации

Подготовка реферата на тему «Развитие безналичных форм расчета в Российской Федерации» с использованием дополнительных источников
Знает методы учета материалов на складе

Текущий контроль в форме составления аналитического учета запасов(материалов)
Умеет ориентироваться и обобщать данные по ведению складского учета

Текущий контроль в форме составления накопительных ведомостей по приходу-расходу материалов на складе
Знает виды бухгалтерской отчетности

Оформление видов бухгалтерской отчетности в классификационную таблицу
Умеет применять правила ведения бухгалтерской отчетности Итоговый контроль в форме  контрольной работы

Результаты переносятся из паспорта программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе дисциплины.

Posted in Продавец, контролер, кассир • • Top Of Page