Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Организация и технология розничной торговли
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО)
100701.01 Продавец, контролер-кассир
Организация-разработчик: торгово-экономическое отделение Института менеджмента и бизнеса ТГНГУ
АОУ НПО ТО «ПУ №2»
Разработчики:
Беседа Ирина Юрьевна, преподаватель специальных дисциплин
Покатова Татьяна Ивановна, преподаватель специальных дисциплин первой квалификационной категории
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
14 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО
100701.01 Продавец, контролер-кассир
Программа учебной дисциплины может быть использована
Как часть образовательной программы по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
устанавливать вид и тип предприятия торговли по идентифицирующим признакам;
определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса;
применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
услуги розничной торговли, их классификацию и качество;
виды розничной торговой сети и их характеристику;
типизацию и специализацию розничной торговой сети;
особенности технологических планировок предприятий торговли;
основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле;
основы товароснабжения в торговле;
основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота;
технология приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки;
правила торгового обслуживания и торговли товарами;
требования к обслуживающему персоналу;
нормативную документацию по защите прав потребителей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 22 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 47 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 31 |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | — |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 19 |
Итоговая аттестация в форме экзамена
в этой строке часы не указываются |
.
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.05 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1. | Розничная торговля | 2 | |||||
Тема1.1.
|
Введение | 1 | 1 | ||||
Понятие о торговле, ее сущность, задачи, формы и роль торговли на современном этапе. | |||||||
Тема 1.2. | Формы торговли | 1 | 1 | ||||
Виды услуг розничной торговли, их классификация и качество; Органы управления и контроля в торговле; Торгово-технологический процесс. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: сообщение: «История торговли в Тюменской области» | 1 | 2 | |||||
Раздел 2. | Розничная торговая сеть | 7+6 | |||||
Тема 2.1. | Характеристика розничной торговой сети | 2 | 2 | ||||
Понятие о видах розничной торговой сети и их характеристика; | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад: «О развитии розничной торговли РФ» | 1 | 2 | |||||
Тема 2.2 | Предприятия розничной торговли, их виды и типы. | 2 | 1 | ||||
Понятие о типизации. Признаки, определяющие тип торгового предприятия. Типы магазинов действующие в стране и за рубежом. Специализация розничной торговой сети, размещение торговых предприятий на территории города. типизация и специализация розничной торговой сети; | |||||||
Практические занятия: Решение задач по теме: «Виды и типы предприятий розничной торговли» | 3 | 2 | |||||
Тема 2.3. | Технологические планировки предприятий торговли | 2 | 1 | ||||
Особенности технологических планировок предприятий торговли; Технологические планировки магазинов: торговое помещение магазина; торговый зал; помещение для приема, хранения и подготовки товаров к продаже; подсобное помещение; техническое помещение. | |||||||
Практические занятия: решение задач по теме: «Устройство и планировка торгового зала магазина» | 3 | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: составить тесты по теме: « Технологическая планировка торговых предприятий». | 1 | ||||||
Тема 2.4. | Организационно-правовые формы торговых предприятий | 1 | 2 | ||||
Обслуживающий персонал, его соответствие профессиональному назначению. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: сообщение: «Правовая и организационная форма торговых предприятий в зависимости от формы собственности, на которой базируются юридические лица» | 1 | ||||||
Тема 3.1. | Маркетинг в торговле | 7+3 | |||||
Маркетинговое понятие товара, критерии конкурентоспособности товара. Сущность, содержание и основные цели маркетинговой деятельности в торговле. Цели маркетинговой деятельности в торговле | 1 | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад по теме: «Критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса» | 2 | ||||||
Тема3.2. | Функции упаковки и дизайн товаров. Упаковка и дизайн товаров, их задачи и функции. | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: составить тесты на тему: «Сущность и цели маркетинга в торговле» | 1 | 1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Тема 3.3. | Методы изучения покупательского спроса. | 1 | 1 | ||||
Виды и формы покупательского спроса. Сбор данных покупательского спроса. Формирование ассортимента товаров в розничной торговле. Методы стимулирования продажи товаров | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: провести маркетинговое мини исследование с целью определения покупательского спроса отдельные видов групп товаров в торговых предприятиях | 2 | 2 | |||||
Тема 3.4. | Реклама | 1 | 1 | ||||
Роль маркетинга в процессе продвижения товара. Реклама: понятие, виды, назначение, требование, правовая база. Рекламно – информационная работа в магазине. | |||||||
Практические занятия: составление рекламных объявлений и ценников на товар. | 3 | 2 | |||||
Тема 3.5. | Менеджмент в торговле | 2 | 1 |
Понятие менеджмента. Основные принципы и функции менеджмента. Роль информации в торговле. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: составить тесты на тему: « Менеджмент, его сущность и задачи» | 1 | 2 | |
Тема3.6. | Содержание менеджмента | 1 | 1 |
Управление организацией, персоналом, материальными ресурсами, финансами, информацией. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: сообщение на тему: « Основные принципы и функции менеджмента в розничной торговле» | 1 | 2 | |
Раздел 4. | Технология снабжения и завоза товаров в розничные торговые организации | 4+3 | |
Тема 4.1. | Основы товароснабжения в торговле | 2 | 1 |
Требование стандартов к транспортированию товаров и погрузочно – разгрузочным работам. Товародвижение. Товароснабжение. Правила и техника укладки и погрузки товаров при транспортировке. Техника безопасности при укладке и погрузке товаров. Требования, предъявляемые к товароснабжению | |||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «Рациональная организация товароснабжения предприятий розничной торговли» | 2 | 2 | |
Тема 4.2. | Технология закупки товаров | 2 | 1 |
Основные нормативные документы, регламентирующие поставку товаров. Товарные запасы. Товарооборачиваемость. Норматив товарных запасов. | |||
Практические занятия: составить и сделать расчет по нормативным документам | 3 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: составить кроссворд на тему: « Технология снабжения и завоза товаров в розничные торговые организации» | 1 | 2 | |
Раздел 5. | Тара и тарные операции в магазине | 3 | |
Тема 5.1. | Основные виды тары и тароматериалов, требования к ним. Порядок приемки, вскрытия, хранения и возврата тары | 2 | 1 |
Порядок приемки, вскрытия, хранения и возврата тары | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: реферат на тему: «Организация оборота тары в торговле» | 1 | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 6. | Технология приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки; | 6+4 | |
Тема 6.1. | Технология приемки товаров в магазине | 2 | 1 |
Сопроводительные документы. Особенности приемки товаров, поступивших в закрытой, открытой таре, без тары. Порядок составления актов на установленное расхождение в количестве и качестве. Технология приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки; | |||
Практические занятия: изучить инструкции П-6, П-7, решить предложенные ситуации с целью отработки навыков в использовании нормативных документов. | 2 | 2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: сообщение на тему: «Документальное оформление приемки товаров в магазине» | 1 | 1 | |
Тема 6.2. | Технология хранения товаров в магазине | 2 | 1 |
Требование стандартов и технических условий к хранению товаров. Хранение товаров: стеллажное, штабельное, навалом, в подвешенном виде. Условия и правила размещения товаров к продаже в соответствии с правилами продажи. Особенности подготовки отдельных групп и видов товаров к продаже. Товарные потери. Естественная убыль, ее нормы. Требования к упаковочным материалам. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «Оптимальные режимы хранения свежих плодов, овощей и картофеля» | 1 | 2 | |
Тема 6.3. | Подготовки товаров к продаже | 1 | 1 |
Особенности подготовки отдельных групп и видов товаров к продаже. Товарные потери. Естественная убыль, ее нормы. Требования к упаковочным материалам. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: тесты на тему: « Технология приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки» | 1 | 2 | |
Тема 6.4. | Размещение и выкладка товаров в торговом зале | 1 | 1 |
Порядок подачи товаров в торговый зал. Требование к размещению товаров. Выкладка товаров. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «Технология предварительной подготовки товаров к продаже» | 1 | ||
Раздел 7. | Правила торгового обслуживания и торговли товарами | 4 | |
Тема 7.1. | Торговое обслуживание | 2 | 1 |
Услуга торговли. Торговое обслуживание: система, процесс, условия, формы. Безопасность товара. Безопасность услуги торговли. Продажа, реализации товаров. Методы продажи. Качество торгового обслуживания. Культура торгового обслуживания. Закон «О защите прав потребителей». Нормативная документация по защите прав потребителей. Контрольные работы: Торговое обслуживание | |||
Зачет | 2 | ||
Лекции: | 31 | ||
Практические занятия: | 16 | ||
Самостоятельная работа обучающегося: | 19 | ||
Всего: | 47 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Организация и технология розничной торговли».
Технические средства обучения: мультимедийный проектор с лицензионным программным обеспечением.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета 15 парт, 30 стульев, 1 классная доска.
Торговый инвентарь,натуральные образцы, плакаты.
аудиовизуальные компьютерные мультимедийные презентации, нормативно-техническая документация (ГОСТы, СанПИН 2.4.7./1.1.1286-03, Правила торговли, Закон «О защите прав потребителей»).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли, учебник для начального профессионального образования по профессии «Продавец, контролер – кассир», — 6 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и К», 2008. – 284С.
2.Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Учебник. Коммерция и технология торговли. 2-е изд. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007., 442с.
3. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Учебник. Коммерция и технология торговли. 2-е изд. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2009., 448с.
Нормативные ссылки:
1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – Москва: проспект, КноРус, 2010. -554с.
2. ГОСТ Р 51304 -99 Услуги розничной торговли. Общие требования
3. ГОСТ Р 51074-97. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.
4. ГОСТ Р 51087-97 Табачные изделия. Информация для потребителя.
5. ГОСТ Р 51121-97. Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования
6. Закон РФ «О защите прав потребителей». – М.: Издательство «Омега – Л», 2010. – 47с. – (Законы Российской Федерации).
7.Закон РФ от 23 сентября 1992г. №3520 – «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»
8. Закон РФ от 20 .02.1995г.№24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
9. Закон РФ ОТ 27.12.2002Г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».
10.Правила продажи отдельных видов товаров. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998г. №55.
11.Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Постановление правительства РФ № 596 ОТ 06.06.98
12.Правила продажи по образцам. Постановление правительства РФ №918 ОТ 06.09.99
13.Правила торговли: Сборник нормативных документов. – Новосибирск: Сиб. унив. Издательство, 2010 – 64с. – (Кодексы и законы России).
14.Санитарные правила для предприятий торговли. – М.:ИНФРА – М, 2009 – 43с.
Дополнительные источники:
1. Абчук В.А. Коммерция. Учебник. – с. – П.: Михайлова В.А.., 2006.
2. Брагина Л.А., Стукалова И.Б., Шипилова и др.; под редакцией Л.А. Брагина, Технология розничной торговли: учебное пособие для нач. проф. образования. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 128с.
3.Брагина Л.А., Стукалова И.Б., Шипилова и др.; под редакцией Л.А. Брагина. Организация коммерческой деятельности: учеб. Пособие для нач. проф. образования. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176с.
4. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация и технология проектирование торговых предприятий. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006.
5.Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА – М, 2006.
6.Объективные оценки качества и совершенствование ассортимента непродовольственных товаров. – М.6 ЛИСТ, 2007
7.Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений. . М.: ИВЦ «Маркетинг», 2009, 448с.
8.Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и К», 2008. – 448с.
9.Памбухчиянц О.В. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. – М.: ИНФРА – М, 2006.
10.Степанов Е.А., Корнеев И.К. Информационная безопасность и защита информации.
11.ХайруллинаН.Г. Практикум торгового менеджера: учебное пособие.- Тюмень, ТюмГНГУ, 2002. – 81с.
12.Щур Д.Л.. Труханович Л.В. Основы торговли. Оптовая торговля: 13.Настольная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2006.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: устанавливать вид и тип предприятия торговли по идентифицирующим признакам; | Практическая работа
тестирование |
определять критерии конкурентоспособности на
основе покупательского спроса; |
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
применять правила торгового обслуживания и правила
торговли в профессиональной деятельности.
|
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
Знания: услуги розничной торговли, их классификацию и качество; | Практическая работа
тестирование |
виды розничной торговой сети и их характеристику; | Контрольная работа |
типизацию и специализацию розничной торговой сети; | тестирование |
особенности технологических планировок предприятий торговли; | Практическая работа
тестирование |
основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле; | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
основы товароснабжения в торговле; | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
технология приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки; | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
правила торгового обслуживания и торговли товарами; | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
требования к обслуживающему персоналу; | тестирование |
нормативную документацию по защите прав потребителей. | тестирование |