Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Санитария и гигиена

pu • 15 ноября 2011 • Save & ShareLeave a Comment

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04 Санитария и гигиена

2011


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО)

100701.01                                Продавец, контролер-кассир_________________

Организация-разработчик: Торгово-экономическое отделение Института менеджмента и бизнеса ТГНГУ

Мастер производственного обучения Иванова Наталья Александровна

АОУ НПО ТО «ПУ №2»

Кайкова О.Н., преподаватель первой квалификационной категории

Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________  от «____»__________20__ г.

номер

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. условия реализации программы учебной дисциплины

8

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10

СОДЕРЖАНИЕ


1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Санитария и гигиена

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО

100701.01 Продавец.контролер-кассир.

Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную  группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования примерной  программы учебной дисциплины.

Программа учебной дисциплины может быть использована

как  часть основной общеобразовательной программы по специальности 100701.01 Продавец, контролер-кассир.

указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки)  и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

указать принадлежность дисциплины к учебному циклу

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

соблюдать санитарные правила для организаций торговли;

соблюдать санитарно-эпидемиологические требования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

нормативно-правовую базу санитарно-эпидемиологических требований по организации торговли;

требования к личной гигиене персонала.

Указываются требования к умениям и знаниям в соответствии с ФГОСами по специальностям / профессиям, перечисленными в п. 1.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося__24___часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __18__ часов;

самостоятельной работы обучающегося __6__ часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 24
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 18
в том числе:
лабораторные занятия *
практические занятия 4
контрольные работы *
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) *
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 6
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) *
………………

………………

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.).

*

*

Итоговая аттестация в форме (указать)

в этой строке часы не указываются

Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины:

Санитария и гигиена.

наименование

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основы гигиены и санитарии в торговле. 24
Тема 1.1.

Санитарно-эпидемиологическая деятельность.

Содержание учебного материала 2
1 Понятие о гигиене и санитарии. Гигиена питания.

Государственный санитарный надзор в области гигиены питания. Органы, осуществляющие Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. Виды надзора, его цели и задачи.

Нормативно-правовая база санитарно-эпидемиологических требований по организации торговли.

2
Тема 1.2.

Патогенные микроорганизмы и пищевые заболевания, вызываемые ими.

Содержание учебного материала 4
1 Патогенные микроорганизмы: понятие, виды и их особенности. Понятие об иммунитете.

Пищевые заболевания: пищевые инфекции, пищевые отравления, гельминтозы.

Пищевые инфекции: причины возникновения, механизмы передачи возбудителей, меры профилактики.

Пищевые отравления:  интоксикации (токсикозы) и токсикоинфекции. Характеристика возбудителей, причины возникновения, меры предупреждения.

Немикробные пищевые отравления, вызываемые ядовитыми продуктами растительного и животного происхождения, химическими веществами. Меры профилактики немикробных пищевых отравлений.

Гельминтозы (глистные инвазии). Причины возникновения и меры профилактики.

2
Самостоятельная работа обучающихся

Источники инфицирования пищевых продуктов микроорганизмами.

2
Тема 1.3.

Гигиена предприятий питания.

Содержание учебного материала 4
1 Санитарные требования к организациям продовольственной торговли, их содержание (Санитарно-эпидемиологические правила СП).

Санитарные требования к территории.

Санитарные требования к помещениям, их планировке, устройству и содержанию. Виды и способы уборки. Дезинфекция, дератизация, дезинсекция, методы проведения.

Санитарные требования к водоснабжению и канализации.

Санитарные требования к вентиляции, отоплению, освещению.

Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, посуде. Режим мытья и обработки.

Санитарный режим на предприятиях продовольственной торговли.

2
Практические занятия

Обследование торгового предприятия с целью проверки соблюдения санитарных правил и разработки предложений по устранению нарушений санитарных требований.

2
Тема 1.4.

Гигиена пищевых продуктов.

Содержание учебного материала 2
1 Санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов.

Санитарные требования к приему, складированию и хранению пищевых продуктов.

Санитарные требования к реализации пищевых продуктов. Признаки недоброкачественности пищевых продуктов и меры ее предупреждения.

2
Практическая работа Санитарная оценка доброкачественности пищевых продуктов 2
Самостоятельная работа обучающихся

Заболевания, возникающие при употреблении недоброкачественных продуктов.

2
Тема 1.5.

Личная гигиена работников торговли.

Содержание учебного материала 2
1 Личная гигиена персонала. Значение личной гигиены для профилактики пищевых заболеваний.

Соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима на предприятии.

Медицинские осмотры, профилактические обследования и гигиеническая подготовка работников торговли. Личные медицинские книжки. Заболевания, препятствующие работе в предприятиях торговли. Санитарная одежда и правила пользования ею.

2
Самостоятельная работа обучающихся

Обязанности и ответственность работодателя за соблюдение санитарных правил.

2
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) *
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) *
Всего: 24

(должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта программы)

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета санитарии и гигиены.

указывается наименование                         указываются при наличии                        указываются при наличии

Технические средства обучения: мультимедийный проектор с лицензионным программным  обеспечением.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета 15 парт, 30 стульев, 1 классная доска.

Торговый инвентарь,натуральные образцы, плакаты.

аудиовизуальные компьютерные мультимедийные презентации,  нормативно-техническая документация (ГОСТы, СанПИН 2.4.7./1.1.1286-03, Правила торговли, Закон «О защите прав потребителей»).

Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Федеральные законы и нормативные документы:

  1. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 – ФЗ  от  30.03.1999.
  2. «О качестве и  безопасности пищевых продуктов» № 29 – ФЗ от 02.01.2000.
  3. «Об охране окружающей среды» № 7 – ФЗ от 10.01.2002.
  4. Постановление  Правительства  Российской Федерации от 21.12.2000 № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов».
  5. Постановление  Правительства  Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».
  6. Приказ Министерства здравоохранения  РФ от 14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах к допускам к профессии».

Основные источники:

  1. Горохова С.С., Косолапова Н.В. Основы микробиологии, производственной санитарии и гигиены. М. «Академия», 2008 – 64 с.
  2. Мудрецова – Висс  К.А., Дедюхина В.П. Микробиология, санитария и гигиена. М. ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2008 – 400 с.
  3. Маризуева И.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности. М. Форум, 2008 – 208 с.
  4. Черникова Л.П. Санитария и гигиена в торговле и пищевой промышленности. Ростов н/Д, Феникс, 2008 – 320 с.
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01.
  6. Санитарные правила и нормы: продовольственная торговля, общественное питание. Ростов н/Д, Феникс, 2008 – 93 с.

Дополнительные источники:

  1. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (с дополнениями № 1 и № 2).
  2. СанПиН  2.3.2.1324-03  «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
  3. СанПиН 4.2727-99  «Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов».
  4. СанПиН 2.3.6.1079 – 01 Санитарно – эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.
  5. СанПиН 2.2.4548-96. «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».
  6. СНиП 23.05-95 «Естественное и искусственное освещение».
  7. СНиП 31.01- 03 «Жилые здания».
  8. СНиП 23.05-95 «Административные и бытовые здания».
  9. СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».
  10. СН 2.2.4/2.1.8.562-96  Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах.
  11. СП 1.1058 – 01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий.
  12. Порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции /Утв. Приказом Минздрава РФ от 15.08.2001 № 325/.
  13. ГОСТ  2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения».
  14. ГОСТ  2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством».
  15. ВСН 54-87 «Предприятия розничной торговли»

После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
соблюдать санитарные правила для организаций торговли; практическая работа; устный опрос.

Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью учащихся обучающегося в процессе освоения образовательной программы

соблюдать санитарно-эпидемиологические требования. практическая работа; устный опрос.

Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью учащихся обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Знания:
нормативно-правовую базу санитарно-эпидемиологических требований по организации торговли; Аудиторная контрольная работа; контрольное тестирование.
требования к личной гигиене персонала. аудиторная контрольная работа;  контрольное  тестирование.

Результаты переносятся из паспорта программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе дисциплины.

Posted in Продавец, контролер, кассир • • Top Of Page