Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Санитария и гигиена
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Санитария и гигиена
2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО)
100701.01 Продавец, контролер-кассир_________________
Организация-разработчик: Торгово-экономическое отделение Института менеджмента и бизнеса ТГНГУ
Мастер производственного обучения Иванова Наталья Александровна
АОУ НПО ТО «ПУ №2»
Кайкова О.Н., преподаватель первой квалификационной категории
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
номер
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
8 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
10 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Санитария и гигиена
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО
100701.01 Продавец.контролер-кассир.
Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования примерной программы учебной дисциплины.
Программа учебной дисциплины может быть использована
как часть основной общеобразовательной программы по специальности 100701.01 Продавец, контролер-кассир.
указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
указать принадлежность дисциплины к учебному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
соблюдать санитарные правила для организаций торговли;
соблюдать санитарно-эпидемиологические требования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
нормативно-правовую базу санитарно-эпидемиологических требований по организации торговли;
требования к личной гигиене персонала.
Указываются требования к умениям и знаниям в соответствии с ФГОСами по специальностям / профессиям, перечисленными в п. 1.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__24___часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __18__ часов;
самостоятельной работы обучающегося __6__ часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 24 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 18 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | * |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | * |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | * |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 6 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | * |
………………
……………… Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.). |
*
* |
Итоговая аттестация в форме (указать)
в этой строке часы не указываются |
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины:
Санитария и гигиена.
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | Основы гигиены и санитарии в торговле. | 24 | ||
Тема 1.1.
Санитарно-эпидемиологическая деятельность. |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие о гигиене и санитарии. Гигиена питания.
Государственный санитарный надзор в области гигиены питания. Органы, осуществляющие Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. Виды надзора, его цели и задачи. Нормативно-правовая база санитарно-эпидемиологических требований по организации торговли. |
2 | ||
Тема 1.2.
Патогенные микроорганизмы и пищевые заболевания, вызываемые ими. |
Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Патогенные микроорганизмы: понятие, виды и их особенности. Понятие об иммунитете.
Пищевые заболевания: пищевые инфекции, пищевые отравления, гельминтозы. Пищевые инфекции: причины возникновения, механизмы передачи возбудителей, меры профилактики. Пищевые отравления: интоксикации (токсикозы) и токсикоинфекции. Характеристика возбудителей, причины возникновения, меры предупреждения. Немикробные пищевые отравления, вызываемые ядовитыми продуктами растительного и животного происхождения, химическими веществами. Меры профилактики немикробных пищевых отравлений. Гельминтозы (глистные инвазии). Причины возникновения и меры профилактики. |
2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
Источники инфицирования пищевых продуктов микроорганизмами. |
2 | |||
Тема 1.3.
Гигиена предприятий питания.
|
Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Санитарные требования к организациям продовольственной торговли, их содержание (Санитарно-эпидемиологические правила СП).
Санитарные требования к территории. Санитарные требования к помещениям, их планировке, устройству и содержанию. Виды и способы уборки. Дезинфекция, дератизация, дезинсекция, методы проведения. Санитарные требования к водоснабжению и канализации. Санитарные требования к вентиляции, отоплению, освещению. Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, посуде. Режим мытья и обработки. Санитарный режим на предприятиях продовольственной торговли. |
2 | ||
Практические занятия
Обследование торгового предприятия с целью проверки соблюдения санитарных правил и разработки предложений по устранению нарушений санитарных требований. |
2 | |||
Тема 1.4.
Гигиена пищевых продуктов. |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов.
Санитарные требования к приему, складированию и хранению пищевых продуктов. Санитарные требования к реализации пищевых продуктов. Признаки недоброкачественности пищевых продуктов и меры ее предупреждения. |
2 | ||
Практическая работа Санитарная оценка доброкачественности пищевых продуктов | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся
Заболевания, возникающие при употреблении недоброкачественных продуктов. |
2 | |||
Тема 1.5.
Личная гигиена работников торговли. |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Личная гигиена персонала. Значение личной гигиены для профилактики пищевых заболеваний.
Соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима на предприятии. Медицинские осмотры, профилактические обследования и гигиеническая подготовка работников торговли. Личные медицинские книжки. Заболевания, препятствующие работе в предприятиях торговли. Санитарная одежда и правила пользования ею. |
2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
Обязанности и ответственность работодателя за соблюдение санитарных правил. |
2 | |||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) | * | |||
Всего: | 24
(должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта программы) |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета санитарии и гигиены.
указывается наименование указываются при наличии указываются при наличии
Технические средства обучения: мультимедийный проектор с лицензионным программным обеспечением.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета 15 парт, 30 стульев, 1 классная доска.
Торговый инвентарь,натуральные образцы, плакаты.
аудиовизуальные компьютерные мультимедийные презентации, нормативно-техническая документация (ГОСТы, СанПИН 2.4.7./1.1.1286-03, Правила торговли, Закон «О защите прав потребителей»).
Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Федеральные законы и нормативные документы:
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 – ФЗ от 30.03.1999.
- «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29 – ФЗ от 02.01.2000.
- «Об охране окружающей среды» № 7 – ФЗ от 10.01.2002.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах к допускам к профессии».
Основные источники:
- Горохова С.С., Косолапова Н.В. Основы микробиологии, производственной санитарии и гигиены. М. «Академия», 2008 – 64 с.
- Мудрецова – Висс К.А., Дедюхина В.П. Микробиология, санитария и гигиена. М. ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2008 – 400 с.
- Маризуева И.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности. М. Форум, 2008 – 208 с.
- Черникова Л.П. Санитария и гигиена в торговле и пищевой промышленности. Ростов н/Д, Феникс, 2008 – 320 с.
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01.
- Санитарные правила и нормы: продовольственная торговля, общественное питание. Ростов н/Д, Феникс, 2008 – 93 с.
Дополнительные источники:
- СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (с дополнениями № 1 и № 2).
- СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
- СанПиН 4.2727-99 «Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов».
- СанПиН 2.3.6.1079 – 01 Санитарно – эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.
- СанПиН 2.2.4548-96. «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».
- СНиП 23.05-95 «Естественное и искусственное освещение».
- СНиП 31.01- 03 «Жилые здания».
- СНиП 23.05-95 «Административные и бытовые здания».
- СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».
- СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах.
- СП 1.1058 – 01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий.
- Порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции /Утв. Приказом Минздрава РФ от 15.08.2001 № 325/.
- ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения».
- ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством».
- ВСН 54-87 «Предприятия розничной торговли»
После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
соблюдать санитарные правила для организаций торговли; | практическая работа; устный опрос.
Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью учащихся обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
соблюдать санитарно-эпидемиологические требования. | практическая работа; устный опрос.
Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью учащихся обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Знания: | |
нормативно-правовую базу санитарно-эпидемиологических требований по организации торговли; | Аудиторная контрольная работа; контрольное тестирование. |
требования к личной гигиене персонала. | аудиторная контрольная работа; контрольное тестирование. |
Результаты переносятся из паспорта программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе дисциплины.