Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике

pu • 15 Ноябрь 2011 • Save & ShareLeave a Comment

Рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03

работа на контрольно-кассовой технике

2011

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) / профессиям начального  профессионального образования (далее – НПО)

10070.01                   Продавец, контролёр-кассир

Организация-разработчик: Торгово-экономическое отделение Института Менеджмента и Бизнеса Тюменского Государственного Нефтегазового Университета.

Разработчики:

Сеиткова Н.Г., преподаватель специальных дисциплин

Юзиханова Г.И., заведующая практикой УМО ИМиБ

АОУ НПО ТО «ПУ №2»

Покатова Татьяна Ивановна, преподаватель специальных дисциплин первой квалификационной категории

Стрельцова Татьяна Владимировна, мастер производственного обучения второй квалификационной категории

Рекомендована _______________________________________________________

Заключение № ____________  от «____»__________ 20___ г.

номер

©


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

7

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

12
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

15

1. паспорт ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии (профессиям) НПО

100701.01  Продавец, контролёр-кассир

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

5.2.3. Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации ККТ и выполнять расчётные

операции с покупателями.

2. ПК 3.2. Проверять платёжеспособность государственных денежных

знаков.

3. ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество

упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

4. ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.

Программа профессионального модуля может быть использована

как часть образовательной программы по профессии кассир торгового зала, как модуль переподготовки повышения квалификации.

Среднее (полное) общее образование, профессиональное образование.

контролёр-кассир

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей

уметь:

осуществлять подготовку ККТ различных видов;

работать на ККТ различных видов: автономных пассивных системах, активных системах (компьютеризированных кассовых машинах – РОS терминалах), фискальных регистраторах; устранять мелкие неисправности при работе на ККТ; Оформлять документы по кассовым операциям; соблюдать правила техники безопасности.

знать:

знать документы, регламентирующие применение ККТ; правила расчёта и обслуживания покупателей; типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации; классификация устройства ККТ; основные режимы ККТ; особенности технического обслуживания ККТ; признаки платёжеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платёжных средств безналичного расчёта; правила оформления документов по кассовым операциям.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 142 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 142 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 86 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 56 часов;

учебной и производственной практики – 90 часов.


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код Наименование результата обучения
ПК 3.1 Соблюдает правила эксплуатации ККТ и выполняет расчётные операции с покупателями.
ПК 3.2 Проверяет платёжеспособность государственных денежных знаков.
ПК 3.3 Проверяет качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
ПК 3.4 Оформляет документы по кассовым операциям
ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывает собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК 3. Анализирует рабочую ситуацию, осуществляет текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, несёт ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работает в команде, эффективно общается с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Соблюдает правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для НПО)

Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля* Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1 2 3 4 5 6 7 8
ПК 3.1 Раздел 1. Соблюдение правил эксплуатации ККТ и выполнение расчётных операций с покупателями. 26+ 26 16 32 * *
ПК 3.2 Раздел 2. Проверка платёжеспособности государственных денежных знаков. 2+ 2 * *
ПК 3.3 Раздел 3. Проверка качества и количества продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги. 14+ 14 4 12 * *
ПК 3.4 Раздел 4. Оформление документов по кассовым операциям. 44+ 44 40 12 * *
Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) 36+ 36

(повторить число)

Всего: 176 86 60 56 54 36

3.1. 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. МП 03.

Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями.

86 2
МДК 03.01.                             Эксплуатация контрольно-кассовой техники.

86
Тема 1.1.

Соблюдение правил эксплуатации ККТ и выполнение расчётных операций с покупателями.

Содержание (указывается перечень дидактических единиц) 8
1. Документы регламентирующие применение ККТ.

— Основные понятия о способах расчёта.

— Значение применения ККТ.

— Документы, регламентирующие применение ККТ.

— Требования, предъявляемые к ККТ.

— Регистрация ККТ в налоговых органах.

— Средства визуального контроля.

1
2. Устройство ККТ.

— Классификация  ККТ.

— Основные механизмы и блоки, определяющие устройство ККТ.

— Оперативно-запоминающее устройство ККТ.

— Порядок работы на ККТ.

— Обязательные реквизиты чека.

1
3. Правила эксплуатации ККТ.

— Правила эксплуатации ККТ.

— Ввод ККТ в эксплуатацию.

1
4. Обязанности кассира-операциониста.

— Операции подготовки ККТ к работе.

— Правила расчёта с покупателями.

— Безналичные расчёты через операционные кассы.

— Операции окончания работы на ККТ.

2
5. Торговые вычисления.

— Основные единицы измерений и их преобразование.

— Простые и составные именованные числа и арифметические действия с ними.

— Вычисления средних и торговых величин.

— Методы вычисления на МК.

2 2
6. Техническое обслуживание ККТ.

— Межремонтное обслуживание ККТ.

— Устранение простейших неисправностей ККТ.

— Организация технического обслуживания и ремонта ККТ.

— Требования безопасности при эксплуатации ККТ.

2
Практические занятия (при наличии, указываются темы) 16
1. Порядок работы на ККТ.
2. Получение различных видов чеков, отчётов.
3. Прядок подготовки ККТ к работе.
4. Порядок окончания работы на ККТ.
5. Подсчёт стоимости покупок, товарные вычисления, завес тары.
Тема 1.2.

Проверка платёжеспособности государственных денежных знаков.

Содержание (указывается перечень дидактических единиц) 2
1. Оборудование проверки подлинности банкнот и счёта денег.

-Аппараты проверки подлинности банкнот: назначение преимущества, технические характеристики.

— Аппараты для счёта, фасовки банкнот и проверки их подлинности, их технические характеристики.

-Аппараты для счёта и фасовки монет, их технические характеристики.

1
2. Платежеспособность денежных знаков.

—  Признаки платёжности денежных знаков.

— Повреждения и основания, определяющие неплатёжеспособности банкнот

Тема 1. 3.

Проверка качества и количества продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

Содержание (указывается перечень дидактических единиц) 6
1. Кассовое электронное торговое оборудование:

— сканеры штрихкода, назначение, технические характеристики;

— терминалы сбора данных, назначение, технические характеристики;

— принтеры этикеток, назначение, технические характеристики;

— оборудование для работы с пластиковыми картами, способы использования.

1
2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ от 23.11.2009г.:

— общие положения и основные понятия;

— полномочия органов государственной власти в области     энергосбережения и энергоэффективности;

— обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров;

— о  внесении изменений в закон «О защите прав потребителей».

4
Тема 1.4.

Оформление документов по кассовым операциям.

Содержание (указывается перечень дидактических единиц) 4
1. Документы по кассовым операциям.

— Журнал кассира-операциониста, назначение, требования и  правила ведения.

— Документальное оформление неиспользованных покупателями чеков.

— Порядок получения хранения и выдачи денежных средств.

— Отличительные признаки платёжных средств безналичного расчёта.

2
Практические занятия (при наличии, указываются темы) 40
1. Оформление документов по кассовым операциям.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. (при наличии, указываются задания) 56
Самостоятельная работа при изучении ПМ.03

  1. Подготовить сообщение о способах расчёта на предприятии.
  2. Подготовить сообщение о средствах визуального контроля, установленных на ККТ предприятия.
  3. Подготовить сообщение о реквизитах чека, полученных на ККТ.
  4. Подготовить сообщение о технических характеристиках аппаратов подсчёта денег.
  5. Составить алгоритм действий при работе с терминалом сбора данных.
  6. Подготовить сообщение о технической характеристике сканера.
  7. Подготовить сообщение об использовании на практике признаков платежеспособности денег.
  8. Составить алгоритм действий кассира при подготовке ККТ к работе.
  9. Составить алгоритм действий кассира  по окончании работы.
  10. Подготовить сообщение об использовании и хранении контрольной ленты  на предприятии.
Учебная практика

Виды работ

1. Подготовка контрольно-кассовой техники к работе, устранение мелких неисправностей с соблюдением

правил техники безопасности.

2. Выполнение расчетных операций с покупателями, расшифровка обязательных реквизитов чека.

3. Проверка платежеспособности денежных знаков, подлинности денежных банкнот.

4. Выполнение заключительных операций при работе на контрольно-кассовой технике, подготовка и сдача

денежной выручки.

5. Документальное оформление неиспользованных покупателями чеков, заполнение журнала кассира-

операциониста.

6. Эксплуатация контрольно кассовой техники различных видов.

54
Производственная практика

Виды работ

1. Подготовка и эксплуатация контрольно-кассовой техники (ККТ) с соблюдением правил охраны труда и техники

безопасности. Выполнение расчетных операций с покупателями.

2.  Проверка платежеспособности государственных денежных знаков, качества и количества продаваемых товаров, упаковки, наличие маркировки, правильности цен на товары.

3.  Оформление документов по кассовым операциям.

4.  Выполнение заключительных операций на контрольно-кассовой технике (ККТ)

36


4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов торгового оборудования; лаборатории  торгово-технологического оборудования.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: Кассовые терминалы, контрольно-кассовые машины, машины для счёта купюр и монет, детекторы подлинности денег.

Технические средства обучения: компьютер, сканер, принтер, проектор.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов или расчётов с использованием платёжных карт» от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ.
  2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». —  М.: Издательство «Омега-Л»: 2010.- 46с. (Законы Российской Федерации).
  3. Оборудование торговых предприятий: учебник для  проф. образования / Т.Р. Парфентьева, Н.Б. Миронова, А.А. Петухова – 3-е изд. перераб. –

М.: издательский центр «Академия», 2007.- 208с.

  1. Яковенко Н.В. Кассир торгового зала: учеб. Пособие для нач. проф. образования / Н.В. Яковенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224с. – (ускоренная форма подготовки).
  2. Арустамов Э.А. Оборудование предприятий торговли: Учебное пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К, 2008. -452с.
  3. Кащенко В.Ф., Кащенко Л.В. Торговое оборудование: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2008 – 398с.
  4. Арустамов Э.А. Охрана труда в торговле: Учебник. – М.: Издательский центр  «Академия», 2010.- 160с.
  5. Закон Российской Федерации «Об энергосберегающих технологиях»

Дополнительные источники:

  1. Сенькин В.Д. Применение контрольно-кассовой техники – СПб.: Питер, 2006 – 224с. (Серия (Юридическая консультация)).
  2. Кассовые операции / Под ред. Т.А. Стяжкиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 158, (2)с (Серия «Документы и комментарии»).
  3. Электронная техника предприятий торговли. – М.:учебное пособие/ Б.К. Тюнюков. – М.: КНОРУС, 2006.-192с.
  4. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов или расчётов с использованием платёжных карт» от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ.
  5. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». —  М.: Издательство «Омега-Л»: 2010.- 46с. (Законы Российской Федерации).
  6. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», № 261 – ФЗ, 23.11.2009г.

Интернет ресурсы:

  1. http: // energohelp/net/
  2. articles / law / 61758 /

После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатными/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждых 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением

Модуль ПМ.03 «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями»   необходимо изучить первым из трех модулей. Учебная практика проводится концентрированно. А производственная практика проводится после изучения модуля.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: инженерно-педагогический состав: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

Инженерно-педагогический состав: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

Мастера: Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Соблюдает правила эксплуатации ККТ и выполняет расчётные операции с покупателями Проводит операции подготовки к работе и окончания работы в соответствии с требованиями безопасности и правилами эксплуатации ККТ, выполняет правильно и точно расчётные операции с покупателями Практическая работа, контрольная работа
Проверяет платёжеспособность государственных денежных знаков. Определяет платёжеспособность банкнот в соответствии с банковскими правилами на основании признаков платёжности  и не платёжности банкнот по повреждениям. Зачёт
Проверяет качество и количество продаваемых товаров. Проверяет качество и количество продаваемых товаров в процессе обслуживания покупателей с использованием электронного кассового оборудования. Зачёт.

Практическая работа

Оформляет документы по кассовым операциям. Оформляет документы в соответствии с требованиями к наличию реквизитов, порядку ведения и  оформлению документов. Контрольная работа, практическая работа

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес. Проявляет интерес к профессиональной деятельности, понимая социальную значимость профессии. Интерпритация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы
Организовывает собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. Проявляет способность организовать свою деятельность для выполнения поставленных целей. Практическая работа
Анализирует рабочую ситуацию, осуществляет текущий и контроль оценку и коррекцию собственной деятельности, несёт ответственность за результаты своей работы. В процессе деятельности проявляет способность оценить ситуацию, откорректировать действия, проанализировать результаты, нести  ответственность за решения. Контрольная работа
Осуществляет поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Использует различные источники для поиска необходимой информации с целью эффективного выполнения профессиональных задач. Практическая работа
Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Использует информационно-коммуникационные технологии

в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Практическая работа
Работает в команде, эффективно общается с коллегами, руководством, клиентами. При выполнении практических заданий с использованием ККТ, свободно общается со сверстниками, преподавателями, мастерами производственного обучения, адекватно воспринимает информацию. Практическая работа
Соблюдает правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и правилами продажи товаров. Соблюдает правила реализации отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, при проведении расчётов с покупателями в соответствии с санитарными нормами и Законом о защите прав потребителей. Практическая работа


* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

Posted in Продавец, контролер, кассир • • Top Of Page