Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ
2011
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 110307 Мастер сельскохозяйственного производства, 110308 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
АОУ НПО ТО «ПУ №2»
Разработчики:
Чупин С.И., преподаватель специальных дисциплин первой квалификационной категории
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
10 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 110300 Агроинженерия:
110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве;
110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18452 Слесарь-инструментальщик, 18447 Слесарь аварийно-восстановительных работ, 18466 Слесарь механосборочных работ и др.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
— определять материалы и их свойства;
— выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов;
— соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, шабрении, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании;
— подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
— основные виды металлических и неметаллических материалов;
— основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов;
— о технологической и производственной культуре при выполнении общеслесарных работ;
— особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту;
— особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства;
— виды обработки металлов и сплавов;
— основные виды слесарных работ;
— правила техники безопасности при слесарных работах;
— правила выбора и применения инструментов;
— последовательность слесарных операций;
— приемы выполнения общеслесарных работ;
— требования к качеству обработки деталей;
— виды износа деталей и узлов;
— свойства смазочных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 10 |
практические занятия | 26 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | 24 |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 10 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Материаловедение | 38 | ||
Введение | Роль материалов в современной технике | 2 | 1 |
Тема 1.1. Металловедение | Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов: прочность, упругость, ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость, порог хладноломкости и др.
Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов. |
8 | 2 |
Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Прокат. Углеродистые и легированные стали. Производство сплавов цветных металлов: алюминия, меди, магния, никеля, титана, цинка, свинца, олова и др. Припои. Твердые сплавы. Маркировка сплавов. Основные материалы для сельскохозяйственной техники. | 1 | ||
Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка, пайка и др. Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. Свойства покрытий. Области применения. | 1 | ||
Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании. Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла. Много- и малоцикловая, термическая и коррозионная усталость. Окисление. Коррозия. Виды износа. Способы предохранения. | 2 | ||
Лабораторные работы | 8 | ||
Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов | |||
Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали | |||
Ознакомление со структурой и свойствами цветных металлов и сплавов | |||
Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов | |||
Контрольная работа по теме «Металловедение» | 2 | ||
Тема 1.2. Неметаллические материалы | Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств.. | 4 | 1 |
Строение и назначение стекла и керамических материалов. Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства. | 1 | ||
Строение и назначение композиционных материалов. | 1 | ||
Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их назначение. Особенности применения. | 2 | ||
Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент. | 2 | ||
Лабораторная работа | 2 | ||
Влияние различных условий на свойства смазочных материалов | |||
Контрольная работа по теме «Неметаллические материалы» | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Применение основных свойств металлов и сплавов в сельскохозяйственной технике. Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству. Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке. Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий. |
10 | ||
Раздел 2. Слесарное дело | 64 | ||
Тема 2.1. Организация слесарных работ | Правила техники безопасности при слесарных работах | 6 | 3 |
Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места. | 3 | ||
Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка инструмента. | 3 | ||
Тема 2.2. Общеслесарные работы | Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла, опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий, обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание. | 8 | 3 |
Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. | 3 | ||
Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам) | 3 | ||
Требования к качеству обработки деталей | 3 | ||
Практические занятия | 26 | ||
Разметка плоских поверхностей | |||
Рубка металла | |||
Правка металла | |||
Гибка металла | |||
Резка металла | |||
Опиливание металла | |||
Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий | |||
Нарезание внешней резьбы | |||
Нарезание внутренней резьбы | |||
Клепка | |||
Пайка и лужение | |||
Склеивание | |||
Шабрение | |||
Самостоятельная работа выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла» | 24 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и слесарной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
— посадочные места по количеству обучающихся;
— рабочее место преподавателя;
— комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
— объемные модели металлической кристаллической решетки;
— образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
— образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
— компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
— верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
— параллельные поворотные тиски;
— комплект рабочих инструментов;
— измерительный и разметочный инструмент;
на мастерскую:
— сверлильные станки;
— стационарные роликовые гибочные станки;
— заточные станки;
— электроточила;
— рычажные и стуловые ножницы;
— вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
- Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2007 – 80 с.
- Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.
- Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2007. – 272 с.
- Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
Дополнительные источники:
- Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2005. – 30 шт.
- Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
- Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. – М.: 1982. – 208 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
определять материалы и их свойства | лабораторные работы |
выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании, шабрении | практические занятия |
подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов | лабораторная работа |
Знания: | |
основные виды металлических и неметаллических материалов | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
о технологической и производственной культуре при выполнении общеслесарных работ | практические занятия |
особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту | практические занятия |
особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства | контрольная работа |
виды обработки металлов и сплавов | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
виды износа деталей и узлов | контрольная работа |
свойства смазочных материалов | контрольная работа |
основные виды слесарных работ | практические занятия |
правила техники безопасности при слесарных работах | практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий |
правила выбора и применения инструментов | практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий |
последовательность слесарных операций | практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий |
приемы выполнения общеслесарных работ | практические занятия |
требования к качеству обработки деталей | практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий |