Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

pu • 16 ноября 2011 • Save & ShareLeave a Comment

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ

2011

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 110307 Мастер сельскохозяйственного производства, 110308 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.

АОУ НПО ТО «ПУ №2»

Разработчики:

Чупин С.И., преподаватель специальных дисциплин первой квалификационной категории

Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________  от «____»__________20__ г.

номер


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. условия реализации  учебной дисциплины

9

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02  Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

1.1. Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий  110300 Агроинженерия:

110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;

110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве;

110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка.

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18452 Слесарь-инструментальщик, 18447 Слесарь аварийно-восстановительных работ, 18466 Слесарь механосборочных работ и др.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

— определять материалы и их свойства;

— выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов;

— соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, шабрении, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании;

— подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

— основные виды металлических и неметаллических материалов;

— основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов;

— о технологической и производственной культуре при выполнении общеслесарных работ;

— особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту;

— особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства;

— виды обработки металлов и сплавов;

— основные виды слесарных работ;

— правила техники безопасности при слесарных работах;

— правила выбора и применения инструментов;

— последовательность слесарных операций;

— приемы выполнения общеслесарных работ;

— требования к качеству обработки деталей;

— виды износа деталей и узлов;

— свойства смазочных материалов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 102
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 68
в том числе:
лабораторные работы 10
практические занятия 26
контрольные работы 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 34
в том числе:
индивидуальное проектное задание 24
тематика внеаудиторной самостоятельной работы 10
Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Материаловедение 38
Введение Роль материалов в современной технике 2 1
Тема 1.1. Металловедение Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов: прочность, упругость, ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость, порог хладноломкости и др.

Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.

8 2
Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Прокат. Углеродистые и легированные стали. Производство сплавов цветных металлов: алюминия, меди, магния, никеля, титана, цинка, свинца, олова и др. Припои. Твердые сплавы. Маркировка сплавов. Основные материалы для сельскохозяйственной техники. 1
Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка, пайка и др. Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. Свойства покрытий. Области применения. 1
Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании. Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла. Много- и малоцикловая, термическая и коррозионная усталость. Окисление. Коррозия. Виды износа. Способы предохранения. 2
Лабораторные работы 8
Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов
Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали
Ознакомление со структурой и свойствами цветных металлов и сплавов
Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов
Контрольная работа по теме «Металловедение» 2
Тема 1.2. Неметаллические материалы Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств.. 4 1
Строение и назначение стекла и керамических материалов. Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства. 1
Строение и назначение композиционных материалов. 1
Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их назначение. Особенности применения. 2
Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент. 2
Лабораторная работа 2
Влияние различных условий на свойства смазочных материалов
Контрольная работа по теме «Неметаллические материалы» 2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Применение основных свойств металлов и сплавов в сельскохозяйственной технике.

Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.

10
Раздел 2. Слесарное дело 64
Тема 2.1. Организация слесарных работ Правила техники безопасности при слесарных работах 6 3
Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места. 3
Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка инструмента. 3
Тема 2.2. Общеслесарные работы Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла, опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий, обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание. 8 3
Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. 3
Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам) 3
Требования к качеству обработки деталей 3
Практические занятия 26
Разметка плоских поверхностей
Рубка металла
Правка металла
Гибка металла
Резка металла
Опиливание металла
Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий
Нарезание внешней резьбы
Нарезание внутренней резьбы
Клепка
Пайка и лужение
Склеивание
Шабрение
Самостоятельная работа выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла» 24

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и слесарной мастерской.

Оборудование учебного кабинета:

— посадочные места по количеству обучающихся;

— рабочее место преподавателя;

— комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

— объемные модели металлической кристаллической решетки;

— образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

— образцы неметаллических материалов.

Технические средства обучения:

— компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Оборудование мастерской:

по количеству обучающихся:

— верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;

— параллельные поворотные тиски;

— комплект рабочих инструментов;

— измерительный и разметочный инструмент;

на мастерскую:

— сверлильные станки;

— стационарные роликовые гибочные станки;

— заточные станки;

— электроточила;

— рычажные и стуловые ножницы;

— вытяжная и приточная вентиляция.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
  2. Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2007 – 80 с.
  3. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.
  4. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2007. – 272 с.
  5. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.

Дополнительные источники:

  1. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2005. – 30 шт.
  2. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
  3. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. – М.: 1982. – 208 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения:
определять материалы и их свойства лабораторные работы
выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании, шабрении практические занятия
подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов лабораторная работа
Знания:
основные виды металлических и неметаллических материалов контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
о технологической и производственной культуре при выполнении общеслесарных работ практические занятия
особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту практические занятия
особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства контрольная работа
виды обработки металлов и сплавов контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
виды износа деталей и узлов контрольная работа
свойства смазочных материалов контрольная работа
основные виды слесарных работ практические занятия
правила техники безопасности при слесарных работах практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
правила выбора и применения инструментов практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
последовательность слесарных операций практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
приемы выполнения общеслесарных работ практические занятия
требования к качеству обработки деталей практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
Posted in Тракторист- машинист • • Top Of Page