Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Основы электротехники
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
2011г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве; 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, входящих в укрупнённую группу по направлению 110800 Агроинженерия.
Организация-разработчик: АОУ НПО ТО «Агролицей №29», АОУ НПО ТО «Профессиональное училище № 2″
Разработчики: Шестакова Н.А., преподаватель физики и электротехники АОУ НПО ТО «Агролицей №29» высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель Российской Федерации; Мулявина А.Ю., преподаватель физики и электротехники второй квалификационной категории АОУ НПО ТО «Профессиональное училище № 2″
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
условия реализации примерной программы учебной дисциплины |
11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
13 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Основы электротехники
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО:
110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, 110800.03 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке рабочих профессий.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических схем;
собирать электрические схемы;
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.
знать:
электротехническую терминологию;
основные законы электротехники;
типы электрических схем;
правила графического изображения элементов
электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
схемы электроснабжения;
основные правила эксплуатации электрооборудования;
способы экономии электроэнергии;
основные электротехнические материалы;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 14 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторный практикум | 12 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 14 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Электрические и магнитные цепи | |||
Тема 1.1.
Электрические цепи постоянного тока |
Содержание учебного материала
Постоянный ток. Характеристики электрической цепи: ЭДС, напряжение, сила тока, сопротивление, проводимость, работа, мощность. Основные законы электротехники: Ома, Кирхгофа, Джоуля-Ленца. Типы электрических схем. Правила графического изображения элементов
|
3 |
2 |
Практические занятия:
Чтение принципиальных, электрических и монтажных схем. Расчёт цепей методом эквивалентного генератора |
1 1
|
||
Самостоятельная работа обучающихся:
Исследование: Тепловое действие тока в быту и профессии |
3 |
||
Тема 1.2.
Магнитные цепи.
|
Содержание учебного материала
Магнитное поле: понятие, сила Ампера Основные электротехнические материалы. |
1 |
1 2 |
Тема 1.3 Электромагнитная индукция. | Содержание учебного материала
Электромагнитная индукция: опыт Фарадея, использование явления в электротехнике
|
1 |
1 |
Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат: Фарадей у истоков электромагнитной индукции Исследование: Применение электромагнитной индукции в быту и профессии |
2 2 |
||
Тема 1.4. Электрические цепи переменного тока. | Содержание учебного материала
Переменный ток: активные и реактивные элементы: понятие, векторные диаграммы Мощность переменного тока: виды, единицы измерения, коэффициент мощности Трехфазные электрические цепи: понятие, получение, соединение генератора и потребителей, мощность |
1 |
1 |
Практические занятия:
Расчёт неразветвлённых электрических цепей |
2 |
||
Раздел 2. Электротехни
ческие устройства |
|||
Тема 2.1. Электроизмерительные приборы и электрические измерения. | Содержание учебного материала
Характеристика электроизмерительных приборов: название, назначение, включение в цепь, верхний предел, цена деления, класс точности, система и принцип её действия |
1 |
2 |
Практические занятия:
Сращивание, спайка и изоляция проводов и контроль качества выполнения |
2 |
||
Тема 2.2. Трансформаторы.
|
Содержание учебного материала
Трансформаторы: назначение, устройство, принцип действия, характеристики
|
1 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат: Яблочков П.Н. Жизнь и техническое творчество создателя первого трансформатора Реферат: Виды трансформаторов и их применение |
2 2 |
||
Тема 2.3. Электрические машины. | Содержание учебного материала
Назначение, устройство и принцип работы генераторов и двигателей.
|
1 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Исследование: Электрические двигатели в быту и профессии |
3 |
||
Тема 2.4
Производство, распределение и потребление электро энергии |
Содержание учебного материала
Производство, передача и использование электрической энергии. Принцип действия, устройство и характеристики аппаратуры управления и защиты. Основные элементы электрических сетей. Схемы электроснабжения. Правила эксплуатации оборудования. Способы экономии электроэнергии
|
1 |
1 2 |
Контрольная работа |
2
|
3 |
|
Раздел 3
Лабораторно-практические занятия |
12 | ||
Темы лабораторных работ
|
Падение напряжения в линиях передач.
Исследование неразветвленной цепи переменного тока. Исследование разветвлённой цепи переменного тока. Исследование трёхфазной цепи. Изучение трансформатора. Определение проводимости.
|
2
2 2
2
2 2
|
|
Всего: | 46
|
3. условия реализации программы дисциплины ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКи
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Кабинета электротехники
— комплект электроснабжения
— учебники и учебные пособия
— сборники задач и упражнений
— таблицы
— электронные стенды
— демонстрационное оборудование
— видеотека
— библиотека
Лаборатории электротехники
— комплект электроснабжения
— типовой комплект оборудования «Основы электротехники и электроники» настольное исполнение со сменными платами
— инструкции к проведению лабораторных работ
— средства обеспечения безопасности
Технические средства обучения:
-Интерактивная доска
— Мультимедийный проектор
— Компьютер
— Телевизор
— Видеомагнитофон
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Бутырин П.А. Электротехника. Учебник. НПО, — М.: ИЦ «Академия», 2006+2007 (4-е изд.)
- Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шакирзянов Ф.Н. Электротехника. Учебник для начального профессионального образования. Гриф МО РФ Academia (Академпресс), 2010 г.
- Володарская А.А., Ярочкина Г.В. Электротехника. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для начального профессионального образования. Гриф МО РФ Academia (Академпресс), 2009 г.
- Новиков П.Н., Кауфман В.Я., Толчеев О.В. Задачник по электротехнике. – М.: ИЦ «Академия», 2007
- http://electrolibrary.narod.ru/
- http://window.edu.ru/
- http://scsiexplorer.com.ua/
Дополнительная литература:
- Панфилов В.А. Электрические измерения. «Академия»2008.
- Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. (2+3-изд., стер.) Уч.пос.НПО.»Академия»2007+2008.
- Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. (2+3-изд., стер.) Уч.пос.НПО.»Академия»2007+2008
- Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники.учебное пособие НПО.Феникс.2010
- Журнал «Юный техник» 2007-11год
- Журнал «Техника 2007-11год
- Контрольные материалы по электротехнике. Учебное пособие для начального профессионального образования Издательство: Академия-Центр, Издательство «Академия/Academia», ИЦ»Академия, Academia (Академпресс), 2010 г.
- http://www.chtivo.ru/
- http://festival.1september.ru/
12. http://radiopartal.tut.su/
14. http://www.youtube.com/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических схем; собирать электрические схемы; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ; знать: электротехническую терминологию; основные законы электротехники; типы электрических схем; правила графического изображения элементов методы расчета электрических цепей; основные элементы электрических сетей; принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты; схемы электроснабжения; основные правила эксплуатации электрооборудования; способы экономии электроэнергии; основные электротехнические материалы; правила сращивания, спайки и изоляции проводов |
Практические работыИндивидуальные заданияИсследованияЗащита выполнения лабораторной работы Контрольная работа |
.