Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Безопасность жизнедеятельности

pu • 16 Ноябрь 2011 • Save & ShareLeave a Comment

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05  БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2011г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно – тракторного парка,  входящих в  состав укрупненной группы профессий  по направлению 111800 Агроинженерия.

Организация-разработчик: АОУ НПО ТО «Агролицей №29»

Разработчики: Ольховик С.Л., руководитель ОБЖ

Кайков В.Л., преподаватель ОБЖ первой квалификационной категории

Рекомендована ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение  №____________  от «____»__________20_ г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. условия реализации  учебной дисциплины

13

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05  Безопасность жизнедеятельности

1.1. Область применения программы

Программа учебной  дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно – тракторного парка, входящих в  состав укрупненной группы профессий  по направлению 111800 Агроинженерия.

Программа учебной дисциплины может быть использована в программах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающийся,  должен уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающийся,  должен знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 14 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 46
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
Итоговая аттестация в форме зачёта.

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Цели и задачи предмета Безопасность жизнедеятельности. Основные понятия и определения 1 1
Раздел 1.

Человек и среда обитания

Тема 1.1.

Окружающая среда обитания и факторы, влияющие на здоровье и работоспособность человека

Содержание учебного материала 1 2
1

2

3

Факторы среды обитания (физические, биологические, химические, психологические)

Опасные и вредные факторы среды обитания

Нормирование опасных и вредных факторов среды обитания

Тема 1.2.

Источники опасности и негативные факторы бытовой среды обитания

Содержание учебного материала 1 2
1

2

3

4

Понятие о бытовой среде обитания

Факторы бытовой среды обитания, влияющие на здоровье и работоспособность человека

Загрязняющие вещества, их источники и влияние на жизнедеятельность

Электромагнитные поля и излучения, их источники и влияние на жизнедеятельность

Самостоятельная работа обучающихся. Реферат  «Факторы, определяющие комфортные условия жизнедеятельности человека» 1
Тема 1.3.

Источники опасностей и негативные факторы производственной среды

Содержание учебного материала 1 1
1

2

3

4

5

Производственная среда и производственные риски

Физические опасные и вредные производственные факторы

Химические опасные и вредные производственные факторы

Биологические опасные и вредные производственные факторы

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы

Тема 1.4.

Влияние климатических условий на работоспособность и здоровье человека

Содержание учебного материала 1 2
1

2

3

4

5

6

Метеорологические условия (микроклимат: температура воздуха, влажность воздуха, подвижность воздуха)

Нормирование метеорологических условий

Создание условий для нормального теплообмена в организме человека

Вентиляция, виды вентиляции

Отопление

Кондиционирование

Тема 1.5.

Вредные вещества и защита от них

Содержание учебного материала 1

2

3

1

2

3

Вредные вещества и их характеристика

Допуск к работе с вредными веществами

Способы и методы защиты от воздействия опасных и вредных веществ

Самостоятельная работа обучающихся. Реферат «Воздействие вредных веществ  производственной среды на организм человека». 1
Тема 1.6.

Средства индивидуальной защиты

1

2

3

4

Производственные противогазы

Респираторы: их виды и назначение

Средства защиты кожи: их виды и назначение

Медицинские средства защиты

2
Тема 1.7.

Влияние освещения на здоровье и работоспособность человека

Содержание учебного материала 1 1
1

2

3

4

Естественное освещение

Искусственное освещение

Источники света: светильники

Эксплуатация осветительных устройств

Тема 1.8.

Защита человека от  опасных и вредных производственных факторов

Содержание учебного материала 1 2
1

2

3

4

5

6

7

8

Опасная зона

Сигнальные цвета, предупреждающие об опасности

Знаки безопасности

Оградительные устройства, их назначение

Ограничители

Тормозные устройства

Блокировка

Дистанционное управление

Самостоятельная работа обучающихся. Реферат «Профессиональные заболевания от воздействия шума, вибрации» 1
Зачет

по разделу

Человек и среда обитания

1 3
Раздел 2.

Обеспечение безопасности от воздействия электрического тока

Тема 2.1.

Электрический ток. Воздействие на человека электрического тока

Содержание учебного материала 1

2

1

1

2

3

Причины электротравматизма

Условия способствующие поражению электротоком

Действие электрического тока на организм человека

Самостоятельная работа обучающихся. Реферат «Защита человека от воздействия электрического тока, электромагнитных полей». 1
Тема 2.2.

Защита человека от поражения электрическим током

Содержание учебного материала 1
1

2

3

4

5

Технические способы и средства защиты человека от поражения электрическим током

Организационные мероприятия

Технические мероприятия:

А) защитное заземление

Б) зануление

В) защитное отключение

Применение тока с малым напряжением

Средства индивидуальной защиты от воздействия электрическим током

Тема 2.3.

Статическое электричество и защита от него

Содержание учебного материала 1 1
1

2

3

Возникновение зарядов статического электричества

Мероприятия по защите от статического электричества:

А) заземление

Б) нейтрализация

Предотвращение образования статического электричества

Зачет

по разделу

Обеспечение безопасности от воздействия электрического тока

1 3
Раздел 3.

Пожарная безопасность

Тема 3.1.

Пожар и его причины

Содержание учебного материала 1

2

1

1

2

3

4

5

Понятие пожар, горение, взрывное горение

Причины пожаров

Горение твердых веществ

Горение жидкостей, легко воспламеняющиеся жидкости

Классификация пожаров

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с нормативными документами по пожарной безопасности. 1
Тема 3.2.

Организационные и технические противопожарные мероприятия

Содержание учебного материала 1
1

2

3

4

Организационные противопожарные мероприятия

Технические противопожарные мероприятия

Организация дружин и звеньев для тушения пожаров

Средства обнаружения и тушения пожаров

Самостоятельная работа обучающихся. Реферат «Организация пожарной охраны на предприятии» 1
2
Тема 3.3

Средства пожаротушения и порядок их использования

Содержание учебного материала 1
1

2

Условия и механизм прекращения горения различными способами

Назначение устройства, тактико-техническая характеристика средств пожаротушения (мотопомпы, пожарные гиндранты)

Тема 3.4.

Огнетушитель – средство для тушения очага возгорания

1

2

3

4

Назначение огнетушителя

Вилы огнетушителей

Принцип действия огнетушителя

Эксплуатация и хранение огнетушителя

1 3
Зачет
по разделу
Пожарная безопасность
1 3
Раздел 4.

Защита населения и территории от негативных факторов чрезвычайных ситуаций

Тема 4.1. Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Содержание учебного материала 1 1
1

2

Цели, задачи и структура РСЧС. Функции органов управления РСЧС.

Режимы функционирования РСЧС

Самостоятельная работа обучающихся. Анализ федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне» 2
Тема 4.2.

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях

Содержание учебного материала 1 1
1

2

3

4

Понятие о чрезвычайной ситуации

Зона чрезвычайной ситуации

Предупреждение чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации

Тема 4.3.

Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Содержание учебного материала 1

1

1

2

3

4

Понятие чрезвычайной ситуации природного характера

Опасные природные явления

Понятие чрезвычайной ситуации техногенного характера

Понятие об аварии, катастрофе, виды аварий и катастроф

Самостоятельная работа обучающихся. Реферат «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». 1
Тема 4.4.

Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера и террористических актов

Содержание учебного материала 1
1

2

3

4

5

6

Опасности чрезвычайных ситуаций военного характера

Характерные черты современных военных конфликтов

Опасности и чрезвычайные ситуации при применении высокоточного оружия и других видов современного оружия

Опасности и чрезвычайные ситуации при применении оружия массового поражения

Сущность терроризма, его типы и цели

Правила поведения в условиях угрозы теракта и их осуществления:

А) как не стать жертвой теракта

Б) действия при стрельбе на улице

В) действия при поступлении угрозы по телефону

Г) если Вы оказались в числе заложников

Д) правила поведения в толпе

Е) взрыв, взрывные устройства: правила поведения

Самостоятельная работа обучающихся. Реферат «Социальные последствия террористических актов» 1
2
Тема 4.5.

Защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций разных видов

Содержание учебного материала 1
1

2

3

4

5

Правовая защита

Организационные мероприятия

Инженерно-технические мероприятия

Поисково-спасательные мероприятия

Санитарно-гигиенические мероприятия

Самостоятельная работа обучающихся. Реферат «Действия населения при чрезвычайных ситуациях с угрозой применения оружия массового поражения», «Средства коллективной защиты от оружия массового поражения» 2
Тема 4.6.

Обеспечение устойчивости промышленных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций

Содержание учебного материала 1 2
1

2

3

4

Обеспечение защиты и жизнедеятельности рабочих и служащих в условиях чрезвычайных ситуаций

Обеспечение защиты основных производственных фондов

Подготовка предприятия к проведению спасательных и ремонтно-восстановительных работ

Подготовка системы управления предприятия к функционированию в условиях ЧС

Самостоятельная работа обучающихся. Реферат «Методика оценки устойчивости производства в условиях чрезвычайной ситуации» 1
Зачет
по разделу

Защита населения и территории от негативных факторов чрезвычайных ситуаций

1 3
Раздел 5.

Оказание первой помощи пострадавшим от несчастных случаев

Тема 5.1.

Оказание первой помощи пострадавшему при ранениях

Содержание учебного материала 1 3
1

2

3

Рана, виды ран

Обработка ран: асептика, антисептика

Наложение бинтовых повязок на конечности, голову, брюшную полость

Тема 5.2.

Оказание помощи пострадавшему при  травмах

1

2

3

4

Травма. Виды травм.

Иммобилизация травмированных участков тела

Наложение шин на нижние конечности

Наложение шин на руки

1
Тема 5.3.

Оказание помощи пострадавшему от воздействия электрического тока

1

2

3

4

5

6

Проверка жизненно-важных функций организма

Укладка пострадавшего

Сердечно-легочная реанимация

Наложение повязок

Применение сухого  холода

Доставка в лечебное учреждение

1
Тема 5.4.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшему при отравлениях вредными веществами

1

2

3

Признаки отравлений

Характеристика отравляющих веществ

Первая доврачебная помощь пострадавшему

1
2
Самостоятельная работа обучающихся. Реферат « Оказание помощи пострадавшему при тепловом, солнечном ударе», «Оказание доврачебной помощи при острой сердечной недостаточности, инсульте, обмороке» 2
Итоговая контрольная работа 1 3
Самостоятельная работа обучающихся 14
Всего:

32+14

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда

Оборудование учебного кабинета: противогазы, респираторы, средства защиты кожи, шины, тренажёр сердечно-лёгочной реанимации «Максим».

Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2006.

2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2006.

3.Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10—11 кл. – М., 2005.

4. Сапронов Ю.Г., Сыса А.Б., Шахбазян В.В. Безопасность жизнедеятельности. Учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 320с.

5.Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2003.

6.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. – М., 2007.

Для преподавателей

1.Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2002.

3.Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

4.Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

5.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2007.

6.Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2000.

7.Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.

8.Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

9.Федеральные закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

10.Федеральные закон «О гражданской обороне»

5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения
Определение источников негативных факторов, воздействующих на человека в быту и в процессе трудовой деятельности

Умения и навыки демонстрируются

при выполнении практических работ,

при использовании СИЗ (респиратор, противогаз),

при обращении с первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, пожарный гидрант),

при отработке приемов сердечно-легочной реанимации, наложении бинтовых повязок, наложении шин.

Использование нормативных документов по безопасности (ПДК, ПДС, ПДУ) для создания нормальных условий жизнедеятельности
Пользование средствами индивидуальной и коллективной защиты
Применение первичных средств пожаротушения
Предупреждение возможности проведения  террористических актов
Использование средств защиты от поражающих факторов военного времени
Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях
Знания
Основные понятия и определения в области безопасности жизнедеятельности

Оценка результатов обучения производится при выполнении контрольных работ по темам, тестировании, самостоятельных работ учащихся, индивидуальных проектных заданий, устного опроса

Факторы окружающей среды обитания, влияющие на работоспособность и здоровье человека
Источники и негативные факторы бытовой и производственной среды обитания, влияющие на работоспособность и здоровье человека
Критерии комфортности и системы обеспечения комфортности
Требования к системам освещения
Классификацию вредных веществ окружающей среды и их воздействие на организм человека
Способы защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания
Воздействие на человека электрического тока и защита от его поражения
Причины пожаров и их классификация
Поражающие факторы пожаров, особенности процесса горения твердых и жидких веществ
Организационные и технические мероприятия по предотвращению пожаров
Термины, определения и признаки чрезвычайных ситуаций
Организационная структура, задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Роль и место ГО в российской системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Особенности и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характеров
Особенности и поражающие факторы военных действий, террористических актов
Факторы, определяющие устойчивость производства, способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях

Posted in Тракторист- машинист • • Top Of Page